Ранним утром в среду в Лондоне скончался один из самых знаменитых певцов мира - Дмитрий Хворостовский. Его голос называли "золотым баритоном", считали "национальным достоянием" не только России, но и всего мира.
Его встречали овациями на великих оперных сценах: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Берлинская Штаатсопера, в Мариинском театре, в Венской опере, в Мюнхене, в Париже, в Зальцбурге, в Чикаго. Но в последний год своей жизни певец все театральные выступления уже отменял. Он не смог выйти на сцену Большого театра в прошлом декабре, когда должен был спеть партию Родриго в "Дон Карлосе". Отменил в этом году выступление на сцене Венской оперы. Весь оперный мир знал, что Дмитрий Хворостовский тяжело болен и напряженно ждал, сможет ли он справиться со своей страшной болезнью - опухолью головного мозга.
Ждали чуда. Казалось, фортуна не должна отвернуться от того, кому так щедро подарила счастливую судьбу и все атрибуты земного успеха - яркую мужскую харизму, талант, философский склад ума и голос благородной породы, покорявший публику везде и всегда, - и когда он начинал в своей бунтарской юности петь в родном Красноярске в рок-группе, и когда во второй половине 80-х годов пел на сцене Красноярского театра оперы и балета, и когда в 1987 году в Баку восхищенная Ирина Архипова вручила ему первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки. Спустя всего два года после этого он одержал триумфальную победу на Международном конкурсе молодых певцов в уэльском Кардиффе, ставшую для него стартом фантастической мировой карьеры. Уже потом на всех сценах, где выступал Хворостовский, его признали самым лучшим Онегиным, восхищались его Елецким из "Пиковой дамы", его Фигаро, Риголетто, Дон Жуаном, Тореадором, графом ди Луна в "Трубадуре"...
Сам Хворостовский, с детства вслушивавшийся в легендарные голоса Этторе Бастианини, Тито Гобби, Федора Шаляпина, Марии Каллас, быстро теперь набирал то же самое качество "на все времена". И, кроме оперных партий, он восхищал своими интерпретациями в камерном репертуаре. Его считали эталонным исполнителем музыки Георгия Свиридова, и именно для него Свиридов написал музыкальную поэму "Петербург" на слова Александра Блока. Мировую премьеру свиридовского цикла Хворостовский пел в лондонском Вигмор-холле. Но так сложилась его карьера, что за контракты с ним бились разные театры мира, а в Москву Хворостовского никто не звал, и сюда певец приезжал сам: пел песни военных лет, выступал в Кремлевском дворце съездов, на Красной площади, на ВДНХ, а однажды удивил всех, появившись в амплуа поп-певца - с песнями Игоря Крутого, записанными в альбоме "Дежавю". Лишь два года назад оперная Москва услышала мировую знаменитость в оперной роли: режиссер Дмитрий Бертман осуществил мечту уже болеющего Хворостовского - поставил для него на филармонической сцене зала Чайковского "Демона" Антона Рубинштейна. Случилось это уже на излете блистательной карьеры певца, сворачивавшейся из-за болезни.
Началось страшное для него время: героическая и изнурительная борьба с раком, не останавливавшаяся ни на миг, долгие курсы лечения в лондонском онкологическом центре "Роял Марсден", отмены выступлений, контрактов, последний из которых - "Симон Бокканегра" в Венской опере. Не состоялся концерт Дмитрия Хворостовского и в Большом зале консерватории 26 сентября. Болезнь медленно убивала певца, но до последнего своего дня он бился с ней, веря, что еще сможет выйти на сцену и делать то, без чего все равно не смог бы жить, - петь.
Мария Гулегина, оперная певица:
- Мы всегда знаем, что каждый из нас уйдет. Это законы природы. Но когда уходит такой певец, друг, больно вдвойне и втройне от того, что мы все знаем, как он хотел жить, хотел петь, любить. Мы помним его героическое возвращение на сцену, его выполненное обещание вернуться в родной Красноярск и спеть, пусть даже со сломанной рукой, еле передвигающим ноги, но с полным сердцем любви и благодарности родному городу. Я никогда не забуду наши с ним, может, и немногочисленные встречи, но всегда - с угрозой потери голоса от хохота. Это было именно так. Мне больно сейчас об этом вспоминать, но я думаю с благодарностью, что это в моей жизни было. Мои самые искренние и глубокие соболезнования его семье.
Ильдар Абдразаков, оперный певец:
- Для меня это огромнейшая потеря. Ведь именно Дмитрию Хворостовскому я во многом обязан тем, что полюбил оперную музыку и стал певцом. Когда-то, еще студентом я увидел его на экране телевизора, и мне захотелось быть похожим на него, захотелось исполнять произведения в стиле Хворостовского. Он был совершенно особенный человек: удивительно вообще, как в одном человеке сочеталось все - безграничный талант, красивейший голос, безупречный вокал, широта души. Позже, когда мы стали общаться, я прислушивался к его советам не только в выборе репертуара, но и в личной жизни. Наши с ним встречи всегда были для меня праздником. И для меня было счастьем выходить с ним на одну сцену, петь с ним дуэтом, заниматься вместе спортом, вместе отдыхать, быть его другом. Его уход - это огромная потеря для всего оперного мира, и особенно - для России, Потому что, даже не живя в России, он оставался патриотом, и весь мир считал его именно русским певцом. В наших сердцах он останется как человек-солнце, останется его голос, останется его улыбка. Я очень скорблю и выражаю соболезнования всем родным и близким Дмитрия.