В Свердловской области межмуниципальные перевозки обслуживают 509 автобусных маршрутов (165 транспортных организаций) и 253 пригородных поезда (два перевозчика). Ежегодно их услугами пользуются 14 миллионов человек. Для того чтобы обеспечить безубыточность, из бюджета региона на субсидии пригородным железнодорожным компаниям выделено более 1,2 миллиарда рублей.
В такой ситуации часть экспертов уверена, что автотранспортники и железнодорожники изначально не в равных условиях. Например, у первых есть обида на вторых по поводу "Ласточки" - автотранспортники за последние три года на тех направлениях, по которым следует скоростной электропоезд, потеряли до 30 процентов пассажиров. У железнодорожников противоположный результат.
- Железнодорожникам для открытия или изменения маршрута необходимо только желание и провозные возможности путей. В то время как автотранспортники должны пройти сложные процедуры: изучить потребности населения, маршруты сонаправленного транспорта, факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, проработать планируемый график, схемы... А еще перевозчику предстоит поучаствовать в конкурсе или аукционе на право обслуживания маршрута, - возмущается директор Северного автовокзала Екатеринбурга Сергей Ильяшенко.
По его словам, при поездке на поезде регион компенсирует разницу между установленным тарифом и экономически обоснованным. На пригородных маршрутах автотранспорта установлен предельный тариф. В этом случае перевозчик тоже должен получать субсидию, но власти не проработали до конца необходимые процедуры при заключении госконтрактов. Поэтому автотранспортники порой работают себе в убыток, в результате закрываются некоторые маршруты. Так произошло в Красноуфимском районе, аналогичная ситуация назревает в Каменском.
Другие эксперты считают, что в борьбе за пассажира все же выиграет тот, кто предложит более качественные услуги. И в этом плане автобусники явно проигрывают. Уральцев, предпочитающих для поездок электрички, в ближайшем будущем ожидает немало новинок. Например, появятся двухэтажные поезда, а "Ласточки" соединят Екатеринбург с центрами соседних регионов.
- Еще в 2010 году из Екатеринбурга в ближайшие областные центры ходило 14 поездов. Они заполнялись на 70 процентов и работали рентабельно. Но при реформировании эта маршрутная сеть стала убыточной и постепенно начала сокращаться, - поясняет Алексей Гребенкин, замначальника Свердловской железной дороги.
Теперь магистраль совместно с пригородной компанией намерена восстановить эти маршруты, сделав их более привлекательными за счет "Ласточек": восемь пар инновационных поездов премиум-класса свяжут Екатеринбург с Тюменью, Пермью, Челябинском и Курганом. Ожидаемый пассажиропоток составит 815 тысяч человек.
Кроме того, оказывается, железнодорожники и автобусники могут не только конкурировать, но и вполне успешно сотрудничать. Так, с середины минувшего лета в Свердловской области запущено три мультимодальных маршрута: Екатеринбург-Шаля и дальше - до Сылвы, Рощи и Шамар. Автоперевозчики по согласованному расписанию доставляют жителей к станциям к отходу поездов. По словам регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Василия Старкова, опыт оказался удачным и сейчас прорабатывается введение аналогичных маршрутов по направлению Екатеринбург-Невьянск-Нижний Тагил-Верхняя Салда-Нижняя Салда. Так что, по сути, места на рынке всем хватит - важно правильно организовать и координировать работу, а это уже зона ответственности властей.
- В 2018 году начнется обновление вагонного парка, к 2022 году оно должно составить 91 процент, - обещает главный федеральный инспектор по Свердловской области Данила Трибунов. - Этот процесс осложнен ограниченностью ресурсов пригородных компаний и может привести к сокращению маршрутной сети. Тем не менее есть и положительные примеры: так, СвЖД прорабатывает с правительством Тюменской области вопрос обновления вагонов на направлении Тюмень-Тобольск. Предполагается, что новый подвижной состав перевозчик возьмет в лизинг, а тюменское правительство согласует объем субсидий.
С точки зрения потребителя, у перевозчиков полно минусов, из-за которых они теряют потенциальных пассажиров. Прежде всего неудобные графики - некоторые поезда останавливаются необоснованно часто и надолго. Например, фирменный поезд "Малахит" по этой причине прибывает в Екатеринбург через 12 минут после закрытия метро (неудивительно, что с 10 декабря его отменяют из-за низкой востребованности).
- Если бы не было растянутых стоянок, то понадобилось бы меньше составов для обслуживания того же объема перевозок, - уверен Кирилл Янков, представитель совета потребителей РЖД.
Еще одна проблема - пассажирская логистика в крупных городах. Скажем, платформы "Первомайская" и "ВИЗ" по скорости пересадки на наземный транспорт сильно выигрывают у центрального вокзала Екатеринбурга, однако "Ласточка" насквозь не идет: чтобы попасть с "Первомайской" в Кузино или Тагил, нужно купить два билета и простоять полчаса на вокзале.
- Не все гладко и с инфраструктурой, - продолжает Янков. - Те же "Ласточки" не приспособлены для низких платформ. Стоимость высокой примерно в 40 раз меньше цены электропоезда. У железной дороги нашлись средства на покупку поездов, но нет программы поэтапного перевода екатеринбургского узла на высокие платформы. А ведь это не только удобство пассажиров, но и ускорение посадки и высадки. Значит, и время в пути сократится, то есть повысится пропускная способность.
Справедливости ради нужно добавить, что буквально на днях начались подготовительные работы к модернизации платформы "Первомайская" - к 1 июня 2018 года она "вырастет".
Николай Балуев, эксперт центра организациискоростного и высокоскоростного сообщения РЖД:
- На мой взгляд, нужно думать о разделении инфраструктуры грузовых и пассажирских перевозок - создавать выделенные, специализированные линии для пригородных маршрутов. Пока пути общие, резервов не найти. Нужно пошагово разделять направления, тогда экономика пассажирских перевозок будет складываться при других затратах на содержание, другом тарифе, других платежах, соответственно и условия для пассажиров будут намного комфортнее.