Международный форум в Галифаксе, посвященный вопросам безопасности, позволил главе польского оборонного ведомства вновь проявить свои русофобские таланты. Так, говоря о последних российских учениях, министр выразился так: "Польша должна считаться с возможностью, что это - не "холодная война", а прелюдия к "горячей войне".
По счастью, слова польского министра обороны мало где слушают, что косвенно подтвердил лидер крупнейшей местной оппозиционной партии "Современная Польша" (NowoczesnaPL) Рышард Петру: "Если Мачеревич будет снова и снова высказываться в таком духе, то потом никто в НАТО и где-либо в мире, в том числе и в Польше, не воспримет всерьез, если угроза будет реальной".
Тем временем местный телеканал TVN продемонстрировал снимок генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который, открыв рот, смотрит на экран, с которого вещает Мачеревич, сопроводив его комментарием: "Можно долго думать, что выражает этот снимок главы НАТО, слушающего Антония Мачеревича: интерес к словам польского министра или недоумение?" А оппозиция задалась вопросом, что могло быть, если бы на международной конференции, посвященной безопасности, о "горячей войне" с Россией заговорил не польский, а, например, французский министр обороны? Скорее всего, эти слова потрясли бы НАТО и вызвали ответную реакцию в России. Ну, а сказанное Мачеревичем, как всегда, не заинтересовало никого, кроме составителей рейтинга самых абсурдных высказываний этого министра.
Пока что на первом месте находится его заявление о том, что Египет перепродал России купленные у Франции вертолетоносцы типа "Мистраль" за один доллар. На втором - что кто-то тестирует на поляках из Нижней Силезии на границе с Чехией и Германией электромагнитное оружие. И отдельная тема, на которой Мачеревич упражняется долгие годы, - авиакатастрофа польского президентского лайнера в 2010 году. Пользуясь тем, что на его слова не реагирует никто кроме польских журналистов, прошедшей весной министр заявил, что авиакатастрофа под Смоленском была терактом, целью которого было "лишить Польшу руководства".
То, что после катастрофы Межгосударственный авиационный комитет установил ее истинные причины, а Варшава провела собственное расследование, которое показало, что никакого отношения к терроризму эта авария не имела, для "оратора" Мачеревича не имеет никакого значения. По сообщениям польских СМИ, в канадском Галифаксе министр также уверял собравшихся, что массовый марш националистов в Варшаве 11 ноября, который привлек к себе внимание всего мира, это дело рук Кремля. Но на фоне остальных перлов это его "открытие" явно померкло.
Готова ли Европа присоединиться к польским властям, убежденным, что во всех бедах виноваты русские? Или согласится с испанской газетой El Pais, чей автор утверждает: Москва расковыривает язвы на теле Европы. Одно утешает, что издание не считает Россию виноватой в появлении этих болячек и хотя бы честно признает, что их причина "внутренние разногласия и неспособность достигать конструктивных компромиссов".
Но на фоне такого рода неизлечимой русофобии, имеющей по-прежнему значительные масштабы, все чаще появляется и иное более трезвое отношение к перспективам российско-европейских отношений. "Россию бесполезно воспринимать как противника. Западу стоит относиться к ней более разумно, в противном случае мировые проблемы так и останутся нерешенными", - пишет немецкая Die Zeit.
Газета напоминает о том, что после распада СССР на Западе стали ошибочно полагать, что, послушно и безвольно приспособившись к Западу, Россия больше не будет фактором мировой политики. "Россия, возвращающая себе свои позиции, не должна нас удивлять. Это было лишь вопросом времени, пока она снова не вернет себе роль мировой державы, которая, несмотря на экономическую слабость, будет иметь веское слово в геополитической игре", - пишет издание. И объясняет: решение таких проблем, как турбулентность на Среднем Востоке, напряженные отношения с Северной Кореей, укрепление позиций исламского терроризма, требует содействия России. "Мы не должны превращать Россию в противника, как это делает британский премьер Тереза Мэй, которая сбегает во внешнеполитический радикализм из-за внутриполитического хаоса, устроенного ею же самой. Мы не должны руководствоваться страхами восточных европейцев, скептически настроенных в отношении Москвы" - такое мнение высказывает автор Die Zeit.
Французская Figaro также признает: Евросоюз нуждается в России, как и Россия нуждается в Евросоюзе. При этом издание напоминает о непоследовательной позиции Франции, Германии и Польши по украинскому кризису 2014 года, когда эти страны упустили исторический шанс, не уделив внимания применению на практике мирового соглашения, подписанного между пророссийскими и прозападными участниками конфликта. Это произошло несмотря на то, что западные министры прекрасно провели переговоры и стали гарантами достигнутых договоренностей между президентом Украины Виктором Януковичем и его политическими противниками. Итогом дальнейших событий стал тот очевидный факт, что дрязги в Черном море и по ту сторону от Днепра скрыли, по мнению Figaro, от Европы и от России большие современные цели и задачи, для решения которых и Европа, и Россия по-прежнему нуждаются друг в друге.