Текст официального решения Конституционного суда РФ о порядке организации встреч депутатов с избирателями публикует "РГ".
С запросом о проверке положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в Конституционный суд обратилась группа депутатов Государственной Думы. Они, в частности, полагали не соответствующими Конституции РФ поправки, принятые летом нынешнего года.
- Обжалуемый закон приравнивает депутатов к организаторам публичных мероприятий и возлагает на них дополнительные обязанности, - указано в жалобе. - В том числе по подаче в письменной форме в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления письменного уведомления о проведении публичного мероприятия.
Тем самым, по мнению депутатов, оказывается нарушен конституционный принцип разделения властей - инициатива законодательной власти ставится в зависимость от разрешения администрации населенного пункта.
Кроме того, нарушается право граждан собираться мирно, гарантированное статьей 31 Конституции РФ.
Аргументы официальных представителей органов власти - новые требования связаны с обеспечением безопасности. Как пояснила в ходе публичных слушаний полномочный представитель Государственной думы в Конституционном суде Татьяна Касаева, предварительное уведомление позволяет обеспечить соблюдение общественного порядка. Кроме того, орган исполнительной власти не вправе запретить публичное мероприятие, может только предложить изменить место или время его проведения.
Судьи Конституционного суда согласились с такой позицией. В то же время они посчитали необходимым внести определенность в формулировки оспоренного закона. Как следует из текста решения Конституционного суда, проходить официальную процедуру согласования необходимо при организации только таких встреч, которые отвечают признакам публичного мероприятия.
- Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов, - пояснил судья-докладчик по данному делу Николай Бондарь. - Если депутат считает целесообразным провести встречу в такой форме, то на него как на организатора митинга распространяются общие требования.
При этом Конституционный суд своим решением гарантировал "отсутствие неблагоприятных для депутата и иных участников его встречи с избирателями правовых последствий без соблюдения предусмотренного названным Федеральным законом уведомительного порядка". Это в том случае, если судом будет установлено уклонение местной власти от определения специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями и перечня помещений, предоставляемых для проведения таких встреч, "в течение разумного срока после вступления 107-ФЗ в силу, притом что в застройке соответствующего поселения отсутствуют внутридворовые территории".