23.11.2017 00:23
    Поделиться

    На "Поединок хоров" в Белгород приехали вокалисты-любители до 83 лет

    "Я в хоре самый молодой, мне 49 лет, - признается Григорий Кирилин из якутского села Амга. - В среднем у нас возраст 73 года". И это еще не предел. Самому старшему участнику белгородского "Поединка хоров" 83 года.

    ... Запели пенсионеры по самым разным причинам.

    Например, якутские - от того, что на работу не устроиться.

    "Пока работали, было не до песен, - говорит хорист Николай Николаевич Алексеев. - Мне 74, на работу уже не берут. Чем заняться? Вот и создали хор "Слобода".

    Костяк запевал - пять бывших шоферов. Сложнее было с аккомпаниатором. Нашли аж в 110 км от райцентра. Незрячий. Очень одаренный. Зовут Анатолий Слепцов, ему 73 года (ослеп в 63). Чего же таланту пропадать? Помогли переехать в Амгу, снять жилье...

    Поездка на конкурс стала тяжелым испытанием. Да и климат здесь иной: в Белгороде +6 , дома -30 . Но, право, стоило пересечь полстраны, чтобы выйти на сцену в ослепительно белых костюмах и сорвать овации, трогательно исполнив "Зореньку".

    Поединок хоров - это не фигура речи. Конкурс в форме дуэли: якутам на сцене противостояли заводные "Старики-разбойники" из Улан-Удэ. Оба хора, и якутский и бурятский, стопроцентно мужские. Но во время композиции "Шаланды, полные кефали", согласитесь, никак не обойтись без рыбачки Сони. А раз надо - получите. На сцену с озорным танцем выходит "Соня". За неимением дам ее партию танцует один из "стариков-разбойников" (там всем участникам от 65 до 80 лет). Затем - заводная еврейская "7.40" (а еще могут отжечь на бурятском, монгольском и японском). Дворец культуры сотрясается от оваций, зрители притопывают в такт, а самые отчаянные пускаются в пляс в проходах...

    Трудно поверить, что это шоу пенсионеров.

    Пенсия - это не просто достижение какого-то возраста. Это попадание в вековые социальные стереотипы. Мужикам проще, главное, не спиться от безделья. А вот дамам, да в глубинке... Наряжаться и краситься - вроде нелепо, чего-то добиваться - поздно.

    Так было. А вот теперь пенсионеры начинают жить так, как будто все лучшее еще не позади.

    Что теперь делать тем, кто рассчитывал, что дед и бабка будут им помогать: нянчить внуков, а совсем не пропадать на репетициях и откладывать пенсию на концертный костюм и прическу?

    "Гордиться! - хором отвечают сестры Галина, Нина и Фаина Лубнины, вокалистки ансамбля "Светлопольские зори" из Самарской области. - И восхищаться такими бабушками дедушками".

    "В испанских академиях три года учат петь на два голоса, - замечает член жюри народный артист Михаил Ножкин. - А у нас в селах так с детства поют и не считают это чем-то особенным".

    Хоровое пение - бренд региона: в хорах поют 22 тыс. белгородцев.

    - Музыка и песня объединяют людей, - уверена участница донецкого хора "Шахтарочка" Валентина Герасименко. - У нас, сами знаете какая ситуация, но репетиции не прекращаем. Свистят "грады", а мы в ДК наш бежим. Голову в плечи - и вперед. Но я так скажу - если бы не песни, мы бы не выжили. Все поем: русские, украинские, белорусские. Здесь сколько друзей нашли!

    Валентина Герасименко указывает на Надежду Бабенко из курского хора им. Чаговца. В этот коллектив женщина пришла давно и говорит, что никакие домашние хлопоты не заставят ее отказаться от песни: "А что же, с пультом от телевизора на диване сидеть? Это не дело. Я на репетицию на крыльях лечу. Вот и вы спрашиваете: как дети к этому увлечению относятся... Думаете, они против? Совсем наоборот! Очень рады. Потому что у меня жизнь насыщенная, позитив кругом. Я и их иной раз этим позитивом заряжаю! Зачем киснуть? Надо петь!"

    От первого лица

    Каждый коллектив жюри оценивало по 10-балльной шкале. Сколько баллов заслужил конкурс в целом? Мой собеседник - Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации, председатель Союза пенсионеров России.

    - Девять баллов, - резюмирует Валерий Владимирович. - Чтобы добиться десятки, надо расширить географию: пока представлены только 23 региона. И нужно еще ярче и красочнее проводить конкурс.

    Где пройдет "Поединок-2018"?

    Валерий Рязанский: Победитель - хор из Фрязина. С ними, естественно, и начнем разговор. Если сойдутся наши представления, какими должны быть следующие "Поединки хоров", решим все оргвопросы, то будем следовать модели - победитель принимает эстафету. Если параметры не совпадут, то будем искать иное место. Я в этом случае буду просить оргкомитет подумать о городе далеко за Уралом.

    Треть участников - хоры из сел. Это не случайно?

    Валерий Рязанский: Мы хотели бы, чтобы хоры пенсионеров стали частью государственной политики. Участники белгородского "Поединка хоров" дали шефские концерты в области. При полном аншлаге, народ подолгу не отпускал наших артистов со сцены. С другой стороны, многие были поражены, насколько серьезно в Белгородской области ведется работа: в простом сельском клубе до 50 разных проектов! И на селе, и в малом городке культурная жизнь есть. Это надо поддерживать. Так сохраним там народ - не все будут рваться в мегаполисы и столицы.

    Валерий Владимирович, я тот человек, который убежден, что сапожник должен быть с сапогами. В Совете Федерации будет хор?

    Валерий Рязанский: (смеется) Знаете, а Валентина Ивановна Матвиенко тоже обращает большое внимание на культурный уровень сенаторов. Возможно, найдутся желающие, сформируем коллектив. Идея хорошая, обещаю: этот вопрос я проработаю.

    Поделиться