Главная задача документа, действующего с 2015 года, - обеспечить испытывающий катастрофический кадровый дефицит округ профессионалами из других регионов. Ждут их, в основном, на новых и создающихся высокотехнологичных предприятиях.
По данным департамента труда и социального развития Приморья, с начала текущего года участники программы повышения мобильности трудовых ресурсов судостроительный и судоремонтный завод "Звезда", а также компания "Русагро-Приморье" привлекли 50 высококвалифицированных специалистов из других регионов. Работодатели получили из краевого и федерального бюджетов на каждого нового работника по 225 тысяч рублей, еще 75 изыскивают у себя. Деньги идут на компенсацию расходов на переезд, обустройство, при необходимости - на обучение. До конца 2017-го эти компании планируют пригласить еще 62 специалиста.
83 человека с начала года переехали на Камчатку. Всего же, по данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК), за время работы программы в ДФО перебрались около 400 человек. Кроме Приморья и Камчатки трудовые мигранты чаще выбирают Хабаровский край и Приамурье. По словам генерального директора агентства Валентина Тимакова, приток рабочей силы идет из самых разных федеральных округов - Приволжского, Сибирского, Северо-Западного, Центрального, Уральского. По его мнению, это свидетельствует о том, что программа нужна как работодателям, так и соискателям.
- Вместе с тем цифры, которые мы видим, являются подтверждением необходимости ее дальнейшего развития и реформирования, - признает он.
Почему, становится понятно, если обратиться к планам. На Дальнем Востоке до 2025 года будет реализовано более 600 проектов, предусматривающих 100 тысяч новых рабочих мест. На этом фоне 400 сотрудников выглядят каплей в море. Прогнозируется спрос на специалистов строительной и судостроительной отраслей, нефте- и газодобычи, химической промышленности.
Конечно, часть вакансий могут занять местные жители, - в случае, если будут иметь соответствующие компетенции. Но пока, по подсчетам Минвостокразвития, дальневосточники претендуют только на 20 процентов новых рабочих мест. Чтобы изменить ситуацию, нужно перестроить всю систему образования под существующий и формирующийся спрос. Но это, как и последующее обучение, потребует времени. Так что пока выход один - привлекать рабочую силу извне.
Как говорит директор департамента труда и социального развития Приморья Лилия Лаврентьева, край готовит свои предложения по улучшению программы: "Мы рассматриваем несколько вариантов, в том числе увеличение финансовой помощи работодателя, расширение мер поддержки как на привлекаемого работника, так и на его семью. Полагаем, что изменения положительным образом скажутся на реализации программы мобильной занятости в Приморье".
В свою очередь потенциальные работодатели говорят, что в программу не так легко попасть, а тем, кто смог пройти отбор, предъявляют жесткие требования к исполнению сроков, географии участников. К слову, в новой версии программы (сейчас она проходит согласование с министерствами и ведомствами), разрабатываемой АРЧК и Минвостокразвития, снижен объем отчетности и административных процедур.
Более того, разработчики вообще хотят сменить направленность программы.
- Пока она настроена на работодателя, но главный инициатор переезда - работник, именно его нужно поддерживать в приоритетном порядке, предусмотреть дополнительные меры поддержки, - заявил Тимаков.
В проекте документа могут появиться и неожиданные меры поддержки. Например, на одном из заседаний Восточного экономического форума-2017 было предложено снова рассмотреть возможность прохождения альтернативной гражданской службы на промышленных предприятиях макрорегиона. Руководитель АРЧК предложение поддержал, пообещав проработать его с заинтересованными структурами.
Председатель Приморской региональной общественной организации "Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений" (ПРОО "Миграция") Сергей Пушкарев уверен, заявленное властями количество работников на данном этапе привлечь нереально: ценными кадрами дорожат и там, где они работают, создают для них условия. Те же, кто все-таки решится на переезд, прежде оценят "за" и "против".
- На что может хватить 300 тысяч выделяемых государством рублей? На несколько месяцев аренды квартиры? - задается он вопросом, подчеркивая, что есть и другие: соответствует ли уровень предлагаемой зарплаты ожиданиям, выиграет ли от переезда семья.
Вполне возможно, "против" будет больше - ведь не зря же в поисках лучшей жизни дальневосточники уезжают в центральные и западные регионы страны, и миграционный отток не останавливается.
Если сумма подъемных будет увеличена до миллиона, а такие предложения тоже звучали, то желающих перебраться на Дальний Восток из других регионов РФ станет больше, считает собеседник "РГ".
Но на старте Пушкарев предлагает вспомнить, что Приморье и другие дальневосточные субъекты расположены в относительной близости к странам АТР, многие из которых, например, Вьетнам, Бангладеш, Индия, трудоизбыточны.
Интересно, что совсем недавно врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко заявил о возможном запуске прямого авиарейса Владивосток - Дели:
- У нас нет рабочих рук. Я встречался с индусами, и если мы сделаем воздушное сообщение Владивосток - Дели, то сможем привлечь новые кадры. Нам интересно, например, создать производство тканей в Приморье.
Но, как подчеркивает Сергей Пушкарев, обращаясь к этому варианту, необходимо для начала устранить излишние барьеры в законодательстве. Они действуют, скажем, для частных агентств занятости, которые имеют право набирать работников за рубежом. Также нужно пересмотреть способы выдачи патентов на работу иностранцам. Сейчас последние должны получать разрешительные бумаги сами, без участия работодателя, который полностью отстранен от процесса и, значит, ответственности. Заслуживает внимания и предложение думы Магаданской области выдавать патент иностранцу не только лично, как это происходит сейчас, но и через представителя. Авторы инициативы исходят из того, что в ряде регионов России многие приехавшие на работу трудятся слишком далеко от населенных пунктов, где находятся подразделения по вопросам миграции, между тем транспортное сообщение там затруднено, а в некоторые периоды и вообще невозможно.
Руководитель ПРОО "Миграция" согласен с тем, что до Дальнего Востока добираются далеко не самые квалифицированные работники из числа иностранцев.
- Именно поэтому найти необходимых сотрудников можно только методом серьезного организованного набора, пообещав им большую зарплату, хорошие жилищные условия. Чего пока, честно говоря, мы сделать не можем, - добавляет он.
Сергей Пушкарев предлагает сосредоточиться и на других направлениях, выражаясь языком чиновников, "формирования трудового потенциала".
- Как можно больше вакансий должны занимать люди, проживающие в регионе. Поэтому необходимо по максимуму обратить внимание на подготовку и переподготовку кадров в системе профессионально-технического образования. Как вариант нужно рассмотреть возможность ввести для студентов, учившихся на "бюджете", систему распределения. Не исключено, что при нынешних сложностях с трудоустройством молодых специалистов многие из выпускников вуза согласились бы на такие условия, - предполагает он.