Первоначально НДПИ для оловодобывающих предприятий был обнулен в январе 2013 года. Но за пять лет ни один внешний инвестор не пожелал вложиться в разработку российских месторождений даже при наличии льготы. В первую очередь это связано с географической особенностью отечественной ресурсной базы. Запасы олова в стране огромны, они оцениваются в 1,7 миллиона тонн, однако большая часть этих богатств залегает в самой труднодоступной арктической части Дальневосточного федерального округа.
Пока получателем льготы является лишь одно крупное действующее предприятие. Это "Русолово", развивающее добычу сырья в Хабаровском крае. Другие подобные проекты стоят из-за отсутствия инвестиций.
До конца 2016-го были надежды на то, что компания "Северное олово", получившая лицензию на разработку Пыркакайского месторождения на Чукотке, сможет реализовать свой проект. Речь - об одном из крупнейших месторождений в мире. Запасы здесь составляют около 350 тысяч тонн олова. Предприятие с запроектированной мощностью 11,1 тысячи тонн могло бы полностью покрыть потребности отечественной промышленности в этом сырье и часть продукции экспортировать. Однако потенциальные инвесторы проектом не заинтересовались, и осенью прошлого года компания вынуждена была сдать лицензию Роснедрам.
Сейчас власти автономного округа пытаются реанимировать проект, оцененный в 18,2 миллиарда рублей. В сентябре этого года он был представлен на Восточном экономическом форуме. Его привлекательность несколько повысилась за счет "приписки" к свободному порту Певек: помимо нулевой ставки НДПИ разработчик получит и другие преференции.
По словам директора Фонда развития Чукотки Ольги Плотниковой, первые инвесторы уже проявили свой интерес. Однако, судя по тому, что правительство региона сразу же запланировало очередную презентацию проекта на следующем ВЭФ, интерес пока носит теоретический характер.
Примерно так же обстоят дела с месторождением Тирехтях, расположенном в заполярном Усть-Янском районе Якутии. Для его разработки несколько лет назад Республиканская инвестиционная компания создала предприятие "Янолово". В 2015-м оно получило лицензию, позволяющую в течение 20 лет ежегодно добывать по три тысячи тонн металла. Первые 500 тонн планировалось получить уже в уходящем году. Но сначала надо было найти 2,8 миллиарда рублей на капитальные вложения.
В "Русолове" и на Новосибирском оловянном комбинате, куда первым делом обратились власти республики, остановились на обещании подумать. В августе прошлого года глава Якутии Егор Борисов провел переговоры с руководителем госкорпорации "Ростех" Сергеем Чемезовым. Однако и здесь дальше "проявленного интереса" дело не пошло, хотя, казалось бы, один из основных потребителей олова в стране должен быть кровно заинтересован в проекте.
Теперь якутяне связывают надежды с китайскими бизнесменами. С ними регулярно ведутся переговоры, предприниматели из Поднебесной даже побывали на месте, что, впрочем, к оживлению на Тирехтяхе не привело.
- Никаких работ непосредственно на месторождении не ведется. У нас в райцентре пока нет даже офиса компании "Янолово", - рассказал "РГ" и.о. главы Усть-Янского района Артем Милютин.
Поможет ли пролонгирование льготы по налогообложению вдохнуть жизнь в эти проекты? Член Совета Федерации от Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн уверен: поможет.
- Абсурдно выглядит ситуация, когда мы, обладая крупнейшими в мире запасами сырья, в частности, олова, добываем сами всего десять процентов необходимого для нашей промышленности объема, а 90 процентов импортируем. Закон направлен на поддержку добывающих предприятий и, как результат, на развитие отрасли и импортозамещение. Налоговые льготы - весьма эффективная мера, - отмечает он.
Пока ее эффективность ощутили лишь оловодобытчики, работающие в Хабаровском крае, где и климат не сравнить с арктическим, и совсем иная логистика. Именно они дают те самые десять процентов, о которых говорит сенатор. И уверенно наращивают объемы. В этом году планируют получить тысячу тонн металла, а в ближайшей перспективе - увеличить добычу в пять раз.
Потребности страны в олове составляют около семи тысяч тонн. Хабаровские копи закрыть их не в состоянии. А выбор невелик и почти весь сосредоточен на севере ДФО. Поэтому власти Чукотки и Якутии не теряют надежды найти деньги на освоение месторождений, расположенных в труднодоступной пока Арктике. Поводом для того, чтобы потенциальные инвесторы поменяли свои взгляды на ресурсы Заполярья, могут стать не только налоговые льготы, но и восстановление Севморпути, и запланированное общее развитие этого обширного края. Если, разумеется, оно не останется декларацией.