23.11.2017 15:00
    Поделиться

    В Пензе знак для парковки инвалидов установили на газоне

    С недавних пор оставить машину под знаком "Парковка для инвалидов" чревато знакомством с эвакуатором. Но и для автомобилистов с ограниченными возможностями здоровья большинство специально организованных парковок тоже непригодно.

    Корреспондент "РГ" проехала по пензенским улицам вместе с призером чемпионата мира по автоспорту среди инвалидов Валерием Тимошкиным, чтобы разобраться, как работают знаки на дороге.

    Метка на машине

    Валерий Тимошкин за рулем машины с ручным управлением уже больше четверти века. В 28 лет он пережил тяжелую травму - перелом позвоночника. Ноги оказались полностью парализованы. Но не в его характере горевать и тужить о прошлом. У Валерия на тот момент уже была семья, нужно было растить дочь. Поэтому когда в органах соцзащиты предложили взять автомобиль "Запорожец", он обрадовался. Четыре колеса фактически заменили ему ноги.

    Самое сложное - перенести непослушное тело из коляски в водительское кресло. Из-за паралича Валерию Николаевичу сложно даже повернуть головой в сторону, поэтому рядом с ним всегда сидит личный штурман - жена Татьяна. Она может и масло проверить, и колесо, если нужно, за три минуты заменить. Вместе они не только отдыхают и работают - Валерий Николаевич возглавляет региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, но и участвуют в автогонках. В ралли чета Тимошкиных оказалась чисто случайно. В конце 90-х несколько инвалидов за рулем решили проехать на автомобилях из Парижа до Красноярска. Их маршрут проходил через Пензу. Здесь их встречал Валерий Тимошкин. С тех пор он не пропускает соревнования по автомобильному спорту среди инвалидов. А в Пензе создал клуб особых автолюбителей, который объединил три десятка человек.

    Валерий Николаевич на соревнованиях выступает на гоночной машине, а по городу передвигается на обычной с виду иномарке, переоборудованной специально для него. Вместо педалей - рычаги у руля: здесь и газ, и тормоз, и сцепление. О том, что за рулем особый водитель, указывает знак на стекле - инвалид за рулем.

    - Раньше такие знаки выдавались только на машины с ручным управлением, чтобы информировать остальных участников движения. Вместо ног у меня руки, поэтому сложнее тронуться, перестроиться, сбросить или набрать скорость. На все это нужно время. Прежде водители на дороге внимательнее относились к таким, как я. Где-то притормозят, пропустят или, наоборот, не лезут вперед, - рассказывает Валерий Николаевич.

    По его словам, все изменилось, когда появились платные парковки и знак инвалида стал своеобразной разменной монетой. Изменилось и отношение со стороны других автомобилистов.

    - Сейчас на специальный желтый знак на машине имеют право все инвалиды первой и второй группы, независимо от заболевания. Я не против, чтобы у них были льготы. Но зачастую знак вешается, если инвалид едет не за рулем, а сидит в пассажирском кресле. Получается, что мы с ним в разных условиях. Зато на стоянке все равны, - поясняет Валерий Тимошкин. Он предлагает оставить привычный знак для машин с ручным управлением, а для парковки инвалидам выдавать другой отличный знак.

    В настоящее время активно обсуждается инициатива о том, чтобы льготы на парковку распространялись и на инвалидов третьей группы. Тогда каждый пятый автомобиль в Пензе будет иметь такую льготу - в регионе зарегистрировано 110 тысяч инвалидов. Хватит ли мест на специальных парковках, если и сейчас припарковаться - целая проблема?

    Преодолеть барьеры

    Согласно нормам, десять процентов от стояночных мест в городе должно быть отдано инвалидам. О стоянке для них оповещает специальный знак.

    Но как выяснилось, расставили их хаотично, зачастую без соблюдения требований закона. Претензий к ним хватает и у инвалидов за рулем, и у обычных автомобилистов. Последние жалуются, что такие стоянки, как правило, пустуют, а оставить машину негде. Они бы и рады не нарушать правила ПДД, но парковочных мест катастрофически не хватает.

    Найти такое в исторической части города - большая удача. При реконструкции улицы Московской предусмотрели заездные карманы и на них места для инвалидов. Кажется, даже перестарались: на отрезке в сто метров мы насчитали сразу три таких знака. Однако припарковаться Валерию Тимошкину все равно не удалось. Под двумя знаками стояли обычные машины, а у третьего было свободно, но зазор оказался слишком узкий - всего пара метров. Этого недостаточно, чтобы инвалид мог пересесть на коляску.

    - Если нет разметки, то необходимо оставить у знака "Стоянка для инвалидов" не менее пяти метров. Иначе мне просто не выбраться из машины, - поясняет Валерий Тимошкин.

    У центрального рынка пришлось парковаться прямо на проезжей части. Единственное место для инвалидов было занято красной машиной с изображением туфельки на заднем стекле.

    У крупного гипермаркета в спальном районе Пензы, куда Валерий Тимошкин раз в неделю выбирается за продуктами, автостоянка - как футбольное поле. Здесь без труда разместятся порядка 300 автомобилей. Но знак "места для инвалидов" установлен... на газоне. Вот и думай, где оставить машину: знак как бы есть, а места нет.

    Отправляемся в поликлинику на улице Стасова, где тоже часто приходится бывать Валерию Николаевичу. Здесь оборудованная автостоянка, но добраться от нее до крыльца поликлиники самостоятельно не получится - мешает высокий бордюр.

    - Мы обращались к главному врачу поликлиники и в прокуратуру, потому что не было даже знака. Его установили, но так, что никому легче от этого не стало, - переживает Валерий Тимошкин.

    По долгу службы

    Он говорит, что общество инвалидов готово подсказать и протестировать стоянку у любого объекта, но с подобными просьбами к ним не обращаются. Раньше установкой знаков дорожного движения занималось подразделение ГИБДД, сейчас эти функции выполняют коммерческие фирмы. Порой они даже не соблюдают прописанные в законе требования. Между тем правильно установить знак дешевле, чем демонтировать его.

    По долгу службы и благодаря участию в автогонках Валерию Тимошкину приходится бывать в других регионах. Говорит, что чем больше город, тем сложнее припарковаться. В Москве, например, бесплатные парковки для инвалидов действуют только по месту жительства - в пределах префектуры. Иногородним приходится платить. В Пензе пока все без исключения могут стоять под специальным знаком бесплатно.

    Есть в законе и белые пятна, которые позволяют безнаказанно маскироваться под инвалидов даже таксистам. Сейчас разрешается пользоваться знаком всем, если в салоне находится инвалид, поэтому злоумышленники часто прикрываются этой уловкой: дескать, пассажир только что вышел, снимаю знак. Но как только инспектор скроется, возвращают его на прежнее место.

    Привилегии обернулись для маломобильных водителей лишними барьерами. Но главное, они лишились уверенности на дорогах. Кстати, видеофиксация нарушений тоже добавила им проблем. По закону для инвалидов разрешен проезд под некоторые запрещающие знаки. Но видеокамера не способна рассмотреть специальный знак на стекле, поэтому штрафы рассылаются автоматически. Приходится каждый раз обращаться в инспекцию, чтобы подтвердить право на проезд. Иногда лучше не пользоваться льготой, чтобы не терять время и деньги.

    Комментарий

    Павел Болтышев, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Пензенской области:

    - Пользоваться парковкой для автотранспорта инвалидов могут только водители с ограниченными возможностями (инвалиды I и II групп) или автомобили, перевозящие людей с ограниченными возможностями - инвалидов, детей-инвалидов. Водитель с ограниченными возможностями при парковке на месте для инвалидов должен иметь при себе документы, подтверждающие инвалидность (стандартная справка об инвалидности, удостоверение инвалида I или II группы). Штраф для автовладельцев, паркующихся с нарушением на местах для инвалидов, составляет пять тысяч рублей. Автомобили нарушителей могут эвакуировать на штрафстоянку.

    А как у соседей?

    В Самару разбираться в проблемах доступной среды для инвалидов в ноябре приезжала ведущая программы "Летучий отряд" на Первом канале Елена Летучая. С видеообращением на телепередачу обратилась 13-летняя Анна Елисеева со своей мамой Натальей. У Анны стоит диагноз ДЦП. Девочка может передвигаться только на инвалидной коляске. Но вот спустить Аню маме с третьего этажа не приспособленного для инвалидов дома (семья проживает в коммунальной квартире) проблематично - без помощи соседок она обойтись не может. Власти не отрицают, что территория, прилегающая к дому, входная площадка, лестница в коридоре, входные двери, тамбур, санузел, а также сама комната не отвечают требованиям доступности для инвалидов. Учитывая сложное положение, в котором находится семья, правительством Самарской области предложено два варианта решения проблемы, - сообщили в администрации после отъезда съемочной группы "Летучего отряда". - Первый - переезд в специализированный жилой дом социального назначения, который полностью приспособлен для проживания инвалидов. Дом находится в Кировском районе. Рядом расположена школа, которая тоже доступна для маломобильных учеников. При этом имеющееся жилье остается в собственности Натальи Елисеевой. Другой вариант - предоставление субсидии из бюджета для приобретения жилья, которое семья выберет сама". Сейчас Наталья Елисеева рассматривает предложенные варианты.

    Поделиться