23.11.2017 12:09
    Поделиться

    В пермской колонии для несовершеннолетних прошел конкурс поваров

    Совершенно неожиданно корреспонденту "Российской газеты" предложили стать членом жюри кулинарного состязания "Русская кухня". Предстояло оценить усилия трех команд поваров, набранных из... несовершеннолетних осужденных Пермской воспитательной колонии.

    Только добровольцы

    Учреждение находится недалеко от краевой столицы, в селе Гамово, на улице с символическим названием Свобода. Снаружи место, где содержатся малолетние преступники, ничем не отличается от взрослой колонии. Такой же глухой забор, густо опутанный витками колючей проволоки, такой же строгий досмотр на входе. Охранники тщательно проверяют документы. Приходится сдавать на хранение телефоны и флешки. Ручным металлоискателем дотошно исследуют даже подошву обуви. Наконец осмотр окончен, и гости конкурса попадают внутрь колонии. Здесь также мало приятного глазу. Территория разбита на локальные зоны, колючка, заборы, вдоль них охраной протоптанные тропы. На вышках стоят караульные.

    Но в отличие от взрослых колоний здесь сразу бросается в глаза учебный корпус. Сквозь окна видны сидящие за столами подростки и что-то объясняющие им учителя. Идут уроки.

    - Да, сейчас проходят занятия, - поясняет начальник Пермской воспитательной колонии ГУФСИН России по Пермскому краю Сергей Барбошин. - А в конкурсе приняли участие добровольцы. Их поэтому и освободили от учебы.

    Рядом с учебным корпусом находятся теплицы - летом здесь выращивают овощи для общего котла. Мы же идем дальше, в столовую. Именно здесь будет проходить конкурс.

    Режем, шинкуем

    Кулинарное состязание "Русская кухня" организовано общественным советом при Пермском ГУФСИН и благотворительным фондом "Подари жизнь". Волонтеры готовятся к конкурсу - дают последние наставления участникам соревнования. Руководитель пресс-службы ГУФСИН Станислав Волегов, посовещавшись с сотрудниками фонда, внезапно предлагает войти в состав жюри.

    - Не против того, чтобы оценить поварские навыки осужденных? - улыбается он.

    Я соглашаюсь - это интересно. Оказывается, по условиям состязания надо оценить не только качество блюд, но и работу команды, внешний вид ее участников, способ подачи и даже порядок на поварском месте.

    А еще - болельщиков каждой команды. Те сидят на лавочках - в одинаковых зеленых куртках и штанах, с короткой стрижкой - и молча ждут начала состязания.

    - Тоже добровольцы, - кивает в их сторону Барбошин. - Решили пожертвовать учебой и поддержать своих.

    Капитаны команд тянут жребий. Он определит, кому какое задание достанется. В итоге одной команде выпадает приготовить селедку под шубой и крабовый салат, другой - слоеную "невесту" и греческий. Третьей придется трудиться над "мимозой" и оливье.

    Председатель жюри дает команду, и работа начинается. Парни в белых шапочках и халатах склоняются над столами. Шинкуют колбасу, натирают вареные яйца, чистят отварную свеклу и морковь. Времени на приготовление совсем немного. По условиям конкурса все блюда должны быть готовы через полчаса.

    Добавили времени

    Полчаса пролетает быстро, а работа еще не окончена. Жюри, немного посовещавшись, решает продолжить состязание.

    - У вас осталось десять минут! - громко объявляет судья Ольга Кизянова, хотя на самом деле время уже вышло.

    Дополнительные минуты тоже пролетают быстро, парни все равно не успевают. Ольга Кизянова качает головой и добавляет еще пять минут.

    Наконец все готово. Аккуратно поданы салаты, жюри придирчиво осматривает рабочие места и приготовленные закуски.

    На мой взгляд, все сделано так, как надо, и я ставлю в своей тетрадке всем пятерки. А вот остальные судьи более тщательно присматриваются к блюдам.

    Начинаем пробовать. Мне и правда все нравится. Салаты в меру соленые, необходимые ингредиенты присутствуют. Но коллеги по жюри покачивают головами и многозначительно посматривают друг на друга.

    Они спрашивают ребят о процессе готовки, к примеру, надо или нет солить греческий салат. Я солю все подряд, а потому интересно узнать правильный ответ. Выясняется, что солить не надо - в нем и так все соленое. Делаю вид, что и сам это знал.

    Затем жюри удаляется на совещание и подведение итогов. Мне далеко до уровня кулинарных познаний коллег, потому я молчу и во всем соглашаюсь с ними. Разногласий у нас нет.

    В результате первое место заняли молодые кулинары, сделавшие "невесту" и греческий салат. Им вручается памятный знак и диплом. Такие же награды получают и другие участники состязания.

    Завершает конкурс праздничное чаепитие. На столах торты, пицца и салаты, приготовленные конкурсантами. И они сами, и их болельщики с удовольствием все съедают.

    - Наши воспитанники стремятся как можно скорее выйти на свободу, - отмечает Сергей Барбошин. - И мы им в этом помогаем. У многих непростые судьбы. Парни, попавшие сюда за совершенные преступления, получают в колонии профессиональные навыки, в том числе кулинарные. Это поможет им быстрее адаптироваться в обществе.

    Эх, самой бы все сделать!

    В каждой команде трое воспитанников, рядом с ними наставник из числа сотрудников благотворительного фонда. Он может подсказать и направить ребят, но делать что-либо самому не разрешается.

    - Как я учила плавленый сыр тереть? - выговаривает одному из юных поваров Галина Сабурова. - Вертикально его держи, вот так надо, медленно, не торопясь.

    Наставникам, а все они женщины, порой невмоготу смотреть на действия подопечных.

    - Руки так и тянутся самой все сделать, - переживает Мария Кочеткова. - Но ребята молодцы, стараются.

    Надеюсь, все у них получится.

    Столы завалены ингредиентами. Внимание привлекают аппетитные соленые огурцы.

    - Свои огурчики? - интересуюсь у начальника колонии. - Из парников?

    - Пока еще нет своих, - отвечает Барбошин. - А вот на следующий год планируем начать засолку.

    В колонии свежие овощи со своей грядки пока только летом. Но администрация планирует расширять производство. Уже работает пекарня, где помогают и воспитанники. Причем не бесплатно - получают за это деньги.

    Со слов сотрудников колонии, ребята разные, у каждого свой характер и привычки.

    Но почти все отбывают наказание за тяжкие преступления. Наркоторговля, разбой, убийство, порой даже не одно. Однако здесь ведут себя нормально. Все хотят поскорее выйти на свободу, желательно условно-досрочно.

    Справка "РГ"

    В Пермской воспитательной колонии отбывают наказание 116 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Почти все они из Пермского края.

    Поделиться