23.11.2017 09:18
    Поделиться

    Виолончель ХVIII века стала экспонатом музея "Сталинградская битва"

    Новым экспонатом музея-заповедника "Сталинградская битва" станет абсолютно не военный предмет - старинная виолончель. Она появилась на свет в 1712 году в баварском городке Миттенвальде. Ее создал мастер Маттиас Клотц, получивший знания непосредственно от изготовителей струнных инструментов из знаменитого семейства Амати.

    В 1943 году эту виолончель обнаружили на руинах разбомбленного, сожженного Сталинграда. Она оказалась невредима. Историки не знают доподлинно, как немецкий инструмент XVIII века попал на Нижнюю Волгу. Едва ли с ордами его соотечественников, напавших на СССР. Наиболее достоверными являются две версии. Согласно первой, виолончель привез житель Царицынского уезда Иосиф Гамель. Уроженец немецкой колонии Сарепта был очень разносторонним ученым, он даже считается первым фотографом Российской империи. Гамель посещал родину своих предков, откуда и мог захватить с собой инструмент.

    Второе предположение связывает появление виолончели в Царицыне с французскими инженерами, строившими здесь литейный завод.

    - В стенах военного музея теперь будет очень мирный, человечный экспонат. Виолончель тоже немало пережила и заслужила право находиться тут. Я с большим уважением вспоминаю тех музыкантов, которые сберегли ее для нас, - говорит директор музея-заповедника Алексей Васин.

    Струны виолончели пели для восстанавливаемого из пепла города: инструмент передали в Сталинградский симфонический оркестр. Несколько поколений волгоградских музыкантов бережно хранили раритет. И только в 2010 году после очередной реставрации специалисты решили, что виолончели пора на покой, ее голос уже не может звучать так, как в лучшие годы.

    После обследования в Москве и Санкт-Петербурге инструмент вернулся домой.

    - Уже много веков считается, что человек создан по образу и подобию Божьему. Но люди искали возможность продолжить эту линию: сделать что-то по своему подобию. Изобретатель этого удивительного семейства струнных придал музыкальному инструменту форму, напоминающую человеческую фигуру. И ведь неслучайно считается, что именно звучание виолончели по тональности ближе всего к голосу человека. Проходят века, а ничего более прекрасного не придумано, - отметил главный дирижер симфонического оркестра Андрей Михайлов.

    Поделиться