В столице Киргизии отметил юбилей современный театр импровизации

Чтобы сыграть спектакль, актерам театра "Место Д" не нужны сцена, занавес, зал и декорации. Местом действия им может служить офис, бар, улица и даже общественный транспорт. Артисты оригинального жанра находят зрителей и живой отклик повсюду, создавая на время представления собственную реальность.

Дебют с ветерком

Говорят, театр начинается с вешалки. "Место Д" начался с амбициозной идеи энтузиастов создать в азиатской республике нетрадиционный храм Мельпомены. Десять лет назад новоиспеченный коллектив ворвался, а точнее въехал в культурную жизнь Бишкека на автобусе. Прямо внутри движущегося общественного транспорта артисты дебютировали со спектаклем "Маршруткастан, или Здесь я только пассажир". Необычный перфоманс произвел настоящий фурор в Киргизии, а затем и на ереванском фестивале. Ставила "Маршруткастан" режиссер и руководитель алматинского театра "Артишок" Галина Пьянова.

- "Артишок" можно считать нашей мамой, - а ташкентский театр "Ильхом" - папой, - говорит один из учредителей "Место Д" режиссер Сергей Лысенко. - В студенческие годы я и Александра Богдасарова, вместе с которой мы впоследствии основали театр, учились в "Ильхоме" в лаборатории молодых режиссеров у Марка Вайля. Там мы и увидели, каким может быть современный театр.

После успешного дебюта собралась целая группа единомышленников, которые почувствовали, что могут создать что-то свое. В результате получился авторский, экспериментальный театр импровизации, который всегда удивляет зрителя. От своих государственных и академических собратьев он отличается, прежде всего, независимостью и оригинальностью.

- Над нами никто не стоит, мы не выполняем госзаказы, - объясняет основатель театра. - В творческом плане делаем что хотим. Мы сами авторы, режиссеры и актеры в своих постановках. А значит, каждый спектакль - это что-то новое, не пережеванное другими тысячу раз.

Место, где дом

Название "Место Д" расшифровывается просто - "место действия". Но для Сергея театр стал чем-то более сокровенным.

- Для меня это дом - место, где я чувствую особую теплую атмосферу, - признается режиссер. - В театр в разное время приходило много ребят, и некоторые оставались, чтобы творить. Поэтому "Место Д" - прежде всего необычные личности, которые создают удивительные перфомансы и спектакли. Без этих людей не было бы театра.

Сегодня независимый храм Мельпомены держится на хрупких плечах пяти девушек: Александры Богдасаровой, Ольги Щетининой, Ирины Гайсаровой, Алены Иргашевой и Яны Александровой. Каждая из них умудряется совмещать актерство и режиссуру со своей основной работой. Параллельно они организовывают в Бишкеке грандиозные международные фестивали уличных театров. Причем делают это не ради денег, а из большой любви к искусству.

У "Места Д" нет постоянного специализированного здания, как у обычных театров. Первые два года коллектив базировался в Государственном национальном русском театре драмы, руководство которого бесплатно выделило ребятам помещение. Здесь они ставили спектакли, репетировали. Сейчас штаб независимого театра размещается в подсобной комнате одного из столичных баров. Здесь у них и костюмерная, и гримерка, и склад для реквизита. Днем, когда в баре нет посетителей, прямо в зале проходят репетиции. Иногда здесь же идут спектакли. Количество мест ограничено: вместимость помещения около 50 человек. Поэтому на представлениях, как правило, аншлаг.

Штучный продукт

Театр взрослеет и изменяется вместе с творческим коллективом. Многие из ранних постановок были откровенно провокационными, эпатажными. Но последние творения стали глубже, заставили зрителя задуматься о серьезных вещах, например о своем месте в мире, о доме и родном городе.

- Спектакль "Город, в котором я..." о старом советском Фрунзе и современном Бишкеке, - рассказывает режиссер и актриса театра "Место Д" Ольга Щетинина. - Мы создавали его полгода: долго работали с архивами, узнавали, как строились заводы, кинотеатры, учебные заведения. Параллельно показывали и современную жизнь города и страны. И будто специально перед каждым спектаклем парламент подкидывал нам свежую шутку: то покупали кресло за 2,6 миллиона сомов, то "золотые" шторы и ковры. Мы на сцене обсуждали, как же эти обновки помогут поднять экономику страны, а зрители нас живо поддерживали.

Как оказалось, этот спектакль был о личном, наболевшем. Режиссировал его Сергей Лысенко, который в то время собирался переезжать в Златоглавую. Отсюда и главный вопрос постановки: уезжать или оставаться жить там, где родился?

- Сейчас "Город" не ставится, потому что люди, которые его делали, разъехались, - вздыхает Ольга. - А восстанавливать его с другой командой - нечестно по отношению к самому творению. Ведь спектакль - это часть души и состояния каждого задействованного в нем человека. В "Городе" играли 12 артистов, пять из которых - профессионалы.

Каждая постановка театра импровизации - продукт штучный. Даже один и тот же спектакль никогда не повторяет себя. При этом жизнь произведения здесь коротка: его играют не больше года.

- Спектакль живет, пока свежи наши впечатления и эмоции, - объясняет Ольга. - Мы работаем только над тем, что нас волнует. Поэтому почти каждая постановка получается резонансной, знаковой. Например, один из наших последних спектаклей "UFO"по пьесе Ивана Вырыпаева. Он не про НЛО, скорее, про тишину. Он проходил в открытом пространстве бара. Люди могли прийти, взять какой-нибудь напиток. Пять актеров играли прямо у стойки. Слово "НЛО" в их монологах служило катализатором, помогающим понять что-то очень глубокое и важное, например, тишину. Ведь мы никогда не слышим настоящую тишину. Вот человек увидел НЛО и на бесконечные десять минут услышал тишину, почувствовал покой. Вся интрига постановки в том, что зрителям неизвестно, кто из посетителей бара актер и когда он начнет говорить.

Рассказывать о готовящихся постановках актриса и режиссер отказалась: плохая примета.

- В любом случае планируем фестивали и спектакли в новом формате. Как всегда, будем экспериментировать и, надеюсь, удивлять, - кратко сообщает она.

Кстати

В каждой постановке театра задействован хотя бы один непрофессиональный актер. Двери здесь открыты любому желающему сыграть в нестандартном спектакле.