Такая идея прозвучала на международном пенитенциарном форуме, который завершился вчера в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний в Рязани.
Например, соответствующие правки могут быть внесены в статью УК, наказывающую за незаконный оборот шпионской аппаратуры. Напомним, что даже покупка какой-нибудь ручки со скрытой камерой грозит сроком до четырех лет.
Надо сразу сказать: пока это не является официальной позицией ни тюремного ведомства, ни минюста. Таково мнение специалистов, и они сейчас будут готовить соответствующие предложения. Эксперты, с которыми корреспондент "РГ" поговорил в кулуарах форума, не сомневаются, что рано или поздно такое решение будет принято - как только общество осознает грозящую опасность.
Лучше бы это сделать раньше. Самая серьезная угроза - террористические акты с помощью беспилотников. Неспециалистам она пока кажется виртуальной, так как не было громких терактов, совершенных с помощью дронов.
"Пока не было, - сказал один из экспертов. - Но наберите в Интернете ИГИЛ (запрещенная в России организация) беспилотники видео и сами увидите массу роликов. Террористы уже стали использовать эти аппараты как оружие".
Между тем беспилотники становятся все доступней. Как сообщил доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России Сергей Колотушкин, в прошлом году число беспилотных летательных аппаратов в свободном использовании граждан в нашей стране увеличилось в девять раз. По оценкам экспертов, сейчас в частном пользовании в России находится не менее 30 тысяч беспилотников. Дальше будет больше.
Сами аппараты становятся все дешевле, а их возможности возрастают. И это мировая тенденция. Например, на прошлые новогодние праздники в США населением было приобретено около 700 тысяч беспилотников на общую сумму 500 миллионов долларов. О рисках такого массового использования дронов пока мало кто задумывается.
Но для тюремного ведомства проблема использования беспилотников уже перестала быть какой-то абстрактной, возможной в будущем. Нет, уже сейчас криминал взял на вооружение беспилотные аппараты для доставки в колонии запрещенных предметов.
"Как правило, доставляют наркотики и мобильные телефоны. За последние два года число полетов беспилотников над нашими учреждениями увеличилось в три раза, - отметил представитель НИИ ФСИН, профессор Сергей Колотушкин. - Между тем пока нет должного правового регламента приобретения и использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Российской Федерации".
В этом году тюремное ведомство провело ряд испытаний систем по борьбе с беспилотниками. Но есть две проблемы. Первая: эффективные системы дороги. Чтобы закрыть небо над колониями, фактически надо развернуть по периметру казенных домов системы ПВО. Как в армии. Естественно, никто на это не пойдет. Вторая: электроника постоянно совершенствуется. Как только разработана какая-то эффективная и недорогая система противодействия беспилотникам, тут же на рынке появляются системы, которые могут ее преодолевать.
Оборудовать все учреждения ФСИН техническими средствами против беспилотников мешает и высокая цена. Мобильный комплекс стоит 10 миллионов рублей, стационарный - 6 миллионов. Простой комплекс только для пеленгации беспилотника стоит порядка 1 миллиона рублей.
Возникает и масса правовых проблем при применении такой аппаратуры. Например, были протестированы и устройства для принудительной посадки беспилотника через подавление сигнала его радиоуправления. Но если отключить беспилотник на подлете к зоне, насколько это будет законно? Ведь аппарат - частная собственность и пока формально находится в незакрытом небе. А глушить над колонией уже поздно - беспилотник может сбросить груз. Сами аппараты недороги, для криминала потерять их нестрашно.
Поэтому, по мнению экспертов, необходимо в законодательном порядке резко ограничить применение беспилотных аппаратов, а за их нелегальное использование ввести санкции. Какие именно - вопрос обсуждаемый. Возможно, административные. Возможно, стоит подвести это под уголовную статью, по аналогии со шпионской аппаратурой. Все-таки общественная опасность от применения дронов намного выше, чем ручек со скрытыми камерами. Дело не только в защите неба над колониями. Просто пока доставка тюремной контрабанды одна из острых проблем на практике.
По мнению экспертов, следует разрешить применение лишь специальных беспилотников для военных, спецслужб, МЧС, природоохранных служб и даже СМИ, а также беспилотники-игрушки с дальностью полета на 50 м. Остальное применение запретить.
То есть предлагается жесткий вариант. Если беспилотник не нужен человеку для дела (например, журналисту), иметь аппарат будет нельзя.
Напомним, этим летом начали действовать правила, предусматривающие обязательную регистрацию беспилотников весом от 250 граммов до 30 килограммов. Постановкой их на учет занимается подведомственное минтрансу предприятие, которое разработало технологию идентификации дронов. Радиометки крепятся на корпус при регистрации, с их помощью можно считывать информацию о беспилотнике и его владельце на расстоянии 300 метров.
"Предлагаемая дальность идентификации беспилотного летательного аппарата недостаточна для контроля на обширных территориях нашей страны", - говорит Сергей Колотушкин. К тому же пока система мониторинга воздушного пространства для беспилотников не налажена, и регистрация аппаратов еще не проводится. Что же касается аппаратов весом выше 30 килограммов, то их будут регистрировать по правилам, предусмотренным для гражданских самолетов и вертолетов.
Денис Федутинов, ведущий российский эксперт в области беспилотных систем:
Что касается вопросов регулирования применения беспилотных авиационных систем, то, судя по уже предпринятым шагам, можно сказать, что Россия пошла по достаточно жесткому по отношению к эксплуатантам беспилотников сценарию.
Ситуация такова, что для законного использования систем беспилотных летательных аппаратов необходимо выполнить ряд действий по регистрации и сертификации, согласованию времени и маршрута полета.
Имеет ли смысл далее усложнять жизнь пользователям беспилотных систем? Думаю, нет. Во-первых, полагаю, вряд ли стоит говорить о том, что никакие полеты над территориями и объектами ФСИН не разрешены по определению и, соответственно, не будут согласованы в принципе.
Во-вторых, предлагаемые государством правила, включающие соответствующие ограничения, рассчитаны на законопослушные компании и частных лиц.
Исходя из этого, а также с учетом того, что с ростом распространения беспилотных технологий риски, которые несет возможность применения подобной техники в противоправных действиях, будут также увеличиваться, стоит сделать упор на применение технических средств противодействия БЛА. Проблема эта носит интернациональный характер, и осознание ее актуальности уже сейчас привело к активному появлению в различных странах мира, в том числе и в России, соответствующих технических решений.
Подготовил Иван Петров