Законопроект об этом находится на рассмотрении в правительстве, рассказал руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев на "Деловом завтраке" в "Российской газете. Это позволит останавливать импорт и продажу потенциально небезопасных товаров.
Алексей Игоревич, что обычно происходит с той продукцией, на которую были выданы документы как раз тех органов по сертификации и лабораторий, которые по результатам ваших проверок были закрыты или приостановлены?
Алексей Херсонцев: Этот вопрос является ключевым для дальнейшего движения в плане вычистки рынка. Проблема в том, что законодательно ни один из органов надзора не наделен полномочиями по оперативному аннулированию сертификатов. Теоретически это можно обосновать - контролер на рынке не может отменить чужое решение. Сейчас так: проверка, как правило, - это не меньше месяца, после нее мы выдаем органу по сертификации предписание отменить сертификаты. Через какое-то время проверяем, отменил или нет. За это время продукция уже разошлась по рынку. Недобросовестные участники пользуются этим окном по максимуму.
Если говорить о декларациях, то у нас есть такой реестр деклараций, в котором указаны предписания по их отзыву, там где-то 2,5 тысячи записей за четыре года. Это при том, что в год принимается чуть меньше миллиона деклараций, то есть процент очень небольшой. Поэтому мы договорились, и все это поддерживают, о наделении органов по надзору на рынке и Росаккредитации правом принимать решения об аннулировании сертификатов по результатам своих проверок. Однако законопроект этот движется очень медленно. Он сейчас находится в правительстве, мы рассчитываем, что в ближайшее время его вынесут на рассмотрение.
Как будет работать этот механизм? Вы отменяете сертификат на товар, который уже частично разошелся по магазинам, и что дальше с ним должно произойти?
Алексей Херсонцев: Основная часть сертифицируемой продукции - это импорт. Обычно сертификаты выдаются на серийное производство сроком на три-пять лет. Как только в нашем реестре напротив конкретного сертификата загорается красная лампочка, это сигнал таможне не пропускать такую продукцию, а орган по сертификации при этом обязан уведомить поставщика. Торговые сети в свою очередь должны прекратить продажи этой продукции. У крупных сетей сейчас большой интерес к информационному взаимодействию с нами, чтобы они в своих базах данных видели автоматически появляющиеся красные флажки, как только те появляются у нас в реестре.
Сейчас предписания об отзыве сертификатов исполняются плохо?
Алексей Херсонцев: Бывают случаи, когда органу по сертификации проще ликвидироваться, чем выполнить предписание. Мы имеем право проверять только тех, кто у нас аккредитован. Поэтому когда у него аккредитация прекращается, мы уже не можем проверить, что он там выдал раньше. Поэтому мы сейчас активно выступаем также за то, чтобы у Росаккредитации появилось право ретроспективной отмены сертификатов. Если у нас есть подозрение, что тут не все чисто, а аккредитованное лицо, даже уже прекратившее аккредитацию, не может нам доказать обратное либо просто игнорирует запрос, у нас должна быть возможность отменить его сертификаты списком, не вдаваясь в подробности.
Полностью интервью с Алексеем Херсонцевым читайте в ближайших номерах "РГ".