Автор фильмов "Увидеть Париж и умереть", "Холодное лето пятьдесят третьего…", "Русский бунт", "Доктор Живаго", "Живи и помни", "Чудо", "Искупление" и многих других на встрече с молодыми кинематографистами в Киноцентре "Ленфильм" рассказал о профессии, новом поколении режиссеров, образовании, любви к родному городу…
До того, как переехать в Москву, окончить Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР, Александр Прошкин был актером. Он ленинградец, родился на берегах Невы, окончил актерский факультет Ленинградского театрального института. В 60-е годы служил в труппе театра Комедии под руководством Николая Павловича Акимова.
- Ленинград я бы снимал всю свою сознательную жизнь, - признался режиссер. - Снимал здесь исторические картины, "Ломоносова", "Русский бунт". Даже когда надо было снимать Москву, я умудрялся снимать в Ленинграде. Иногда по причине того, что здесь строился павильон, но главное - мое внутреннее эстетическое отторжение Москвы: я, как питерец, то пространство по сей день не воспринимаю. Моя душа рвется сюда, и когда я попадаю в Питер, у меня чувство абсолютной гармонии с окружающим миром, а в Москве этого не бывает никогда.
Разговор шел о кино и телевидении ("Если телевидение не возьмет ваше кино, то продюсер даже не будет его запускать"). О главной сегодняшней проблеме кинематографа - отсутствии хороших сценариев ("Этот вид литературы выродился"). Об актерах ("Актера открывает не режиссер, а драматургия"). Говорил режиссер про безвременье, бескультурье, которое растлевает нашу нацию. Много равнодушия в обществе.
- Но надежда есть - на молодых, у которых еще нет опыта, им наплевать на мифы, они никого не слушают, не смотрят телевизор, живут в своем мире. Вот там есть своя правда, - заключил Прошкин.
Интересно, что фильм "Холодное лето пятьдесят третьего…" (1987 год) с Папановым и Приемыховым, удостоенный Государственной премии СССР, "Ники" и других наград, названный лучшим фильмом года по опросу журнала "Экран", режиссер не считает своим "лучшим":
- У меня есть картины гораздо тоньше, глубже по искусству, но они не имели такого отзвука. И тут дело даже не в самой картине. Недавно наш министр, беседуя с президентом, сказал, что мы достигли невероятных высот: за этот год в прокате набралось 35 миллионов зрителей. Вот "Холодное лето…" за один год проката посмотрели почти 50 миллионов, то есть больше, чем сегодня у нас собрал весь кинематограф, включая американский. Это некая ностальгия (для меня) по тому времени, когда кино имело очень большое значение в жизни, когда люди шли в кинотеатр не только, чтобы развлечься.
Были вопросы про историческое кино, наведении глянца на историю, про сериалы, которые сегодня потоком идут по всем каналам.
На вопрос корреспондента "РГ", над чем мастер работает сейчас, пишет ли сценарий или снимает кино, Александр Анатольевич ответил:
- Я безработный. Хотел сделать фильм о Бродском, но мне не дали. Запретили. Мы с Юрием Арабовым написали замечательный, на мой взгляд, сценарий, его приняли. Но потом вступила в силу телевизионная мафия, которая никакого отношения к кино не имеет, но у них есть связи, деньги и прочее. Им фильм о Бродском не нужен. Не нужна правда о человеке, которого выдворили из страны. Это не про них. Они делают кино про стиляг, про выпивку… Сейчас я ничего не делаю. Историческое кино не нужно, а про сегодняшний день у меня мысли грустные, не мифологические.