В Петербурге назвали победителей кинофестиваля "Начало"

В Киноцентре "Ленфильм" состоялась церемония закрытия XVI Международного фестиваля дебютных фильмов "Начало". Проводят его уже второй год Союз кинематографистов Санкт-Петербурга и киностудия "Ленфильм", при поддержке правительства города.

Художественный руководитель кинофорума режиссер Сергей Снежкин первым взял слово:

- Прошел еще один год, и завершился фестиваль, который, что важно, проходит в Санкт-Петербурге. Премии (статуэтки) сделаны в виде ангела, символа нашего города, и это отметина, которая будет с победителями "Начала" всю жизнь - отметина великого города, его любви к вам, уважения и того удовольствия, которое мы все испытали за эти несколько дней.

Затем огласили итоги сценарного конкурса "В начале было слово", посвященного выдающемуся сценаристу Светлане Кармалите. Четыре победителя в полнометражной категории и три - в короткометражной. Дипломы им вручал генеральный директор киностудии "Ленфильм" Эдуард Пичугин, подчеркнувший, что наиболее интересные сценарии попадут в работу.

Одно из нововведений XVI фестиваля "Начало" - конкурс короткометражных дебютов. Заявок на него поступило более ста, а отобрали только 13. Приз за "Лучший короткометражный фильм" достался режиссеру Даниэлле Рыбакьян ("Ася"). Это история 27-летней Аси, успешного сотрудника полиции, работающей в отделе по делам несовершеннолетних. В размеренную жизнь девушки внезапно врывается взбалмошная, вечно молодая 50-летняя Надя, мать Аси, чтобы наладить отношения с дочерью.

Дипломы этого конкурса завоевали фильмы "Стрела" режиссера Евгения Никитина, "Незваная гостья" Натальи Бартевой, "Новенький" Марии Соповой, "В объятиях моря" Дмитрия Моисеева. Председатель жюри короткого метра, легендарный режиссер Игорь Масленников подвел итоги:

- Замечательный фестиваль "Начало" продемонстрировал довольно высокий интерес молодежи к кинематографу и кинематографа - к молодежи и проблемам, которые существуют в нашей жизни. Хотелось бы сделать несколько напутствий. Я бы не советовал вам заниматься "выпендриванием", той режиссурой, которая старается напомнить о себе любимом ("это я сделал", "это мое кино, я его придумал"). Это не путь, не главное, не в этом суть настоящего кинематографа. Постарайтесь быть как можно ближе к жизни. Не надо ворчать. Мне не нравится кино, которое снято без юмора, без улыбки, где все мрачно. Это тоже не путь, это тоже не нравится нашему зрителю, а зритель, наш российский народ - это самое главное. Ему надо вернуть российское кино. Это можете сделать только вы. Успехов вам!

В конкурсе полного метра за главный приз боролись 8 картин из 8 стран. Жюри международного конкурса полнометражных игровых дебютов возглавлял народный артист России, кинорежиссер и сценарист Александр Прошкин. Член команды, режиссер Ренарс Вимба (Латвия), обладатель приза "Лучший режиссер" прошлогоднего "Начала", вручил награду в этой номинации Юсси Хилтунену - за фильм "Закон земли" (Финляндия, Норвегия, 2017 год). Действие этого "арктического вестерна" разворачивается по обе стороны финско-шведской границы. Отставной полицейский узнает, что его незаконнорожденный сын освобожден из тюрьмы и терроризирует всю округу. Какое-то время отец пытается сдерживать ситуацию, но она выходит из-под контроля, заставляя главного героя столкнуться со своим прошлым.

- Первый раз я участвовал в конкурсе, и это мой первый приз. Для меня это огромная честь! - восхитился 33-летний режиссер.

Объявляя фильм-победитель - "Безбожница" режиссера Ралицы Петровой (Болгария), Александр Прошкин отметил:

- Конкурс довольно ровный, много замечательных картин. "Безбожница" - очень сильный, глубокий, нужный и понятный нам фильм. Он получил уже несколько призов в Европе (мы не оригинальны) и заслуживает еще целой цепи наград.

Специальный приз "За ярко выраженную авторскую интонацию" получил фильм "Собаки" режиссера Богдана Мирицы (Румыния). Приз жюри отправился во Францию - актрисе Летиции Дош за исполнение главной роли - эмигрантки из Мексики - в фильме "Молодая женщина" режиссера Леонор Серай.

"Приз зрительских симпатий" завоевал фильм "Язычники" Валерии Сурковой (экранизация одноименной пьесы Анны Яблонской). Награду российскому режиссеру вручила петербургская актриса и депутат Анастасия Мельникова.

Cпециальный приз "Российской газеты" с формулировкой "За неустанный поиск исторической правды" был вручен режиссеру из Македонии Горану Тренчовски за фильм "Золотая пятерка". Тренчовский снял множество короткометражных, телевизионных и документальных фильмов, а также поставил ряд спектаклей по пьесам классических и современных авторов. Получал награды на фестивалях во многих странах. Фильм "Золотая пятерка - экранизация одноименного романа Бильяны Гарванлиевой и Братислава Ташковски. 1951 год, городок Струмица. Пятеро студентов увлечены идеями независимости Македонии. Сотрудники госбезопасности, желая преподать жесткий урок, арестовывают парней и бессудно казнят. В основе обвинения лежит донос, сделанный человеком, хорошо знающим молодых людей. В наше время в Македонию приезжает профессор из Австралии, некогда эмигрировавший из страны и хорошо знавший "Золотую пятерку". Он посвятил жизнь изучению их дела и пытается выявить предателя.

Фильмом закрытия фестиваля был выбран "Чужой дом" (Грузия, Россия, Хорватия, Испания, 2016 год), получивший Гран-при Евразийского МКФ, премию "Ника" и ряд других наград, попавший в лонг-лист номинантов на "Оскар" от Грузии. Это дебют в полном метре грузинской кинематографистки Русудан Глурджидзе в качестве режиссера и сценариста. Представляя фильм, актриса Саломе Демурия, сыгравшая в нем, сказала:

- Это кино про войну и про то, что остается после нее, когда мы уже дома, про ужас, который забыть невозможно.

Прямая речь

Александр Прошкин, режиссер, председатель жюри международного конкурса полнометражных игровых дебютов:

- С моей точки зрения, кинофестиваль "Начало" чрезвычайно важен и любопытен. Это дебюты (в основном, европейские), первые работы молодых людей. Видно, что каждый из них одержим желанием рассказать про тот мир, который он понимает, чувствует. С помощью этих режиссеров мы можем взглянуть на будущее кинематографа, на то, как он будет развиваться. Узнать, что несет в себе это поколение, чего они хотят и что ненавидят. Приход молодых - это приход новой мощной волны, энергетики. Эти люди еще не успели понять, что путем конформизма существовать проще.