20.06.2019 20:00
    Поделиться

    Басинский: Предлагаю назвать 2018 год Годом единства русских классиков

    Предлагаю будущий год объявить Годом единства русских классиков. Не на официальном уровне, конечно. Это лишнее. А вот просто мы, влюбленные в русскую литературу, могли бы для самих себя назвать 2018 год Годом единства русских классиков.

    Четыре юбилея - и каких!

    28 марта - 150 лет М. Горькому (Алексею Максимовичу Пешкову).

    9 сентября - 190 лет Льву Николаевичу Толстому.

    9 ноября - 200 лет Ивану Сергеевичу Тургеневу.

    11 декабря - 100 лет Александру Исаевичу Солженицыну.

    Зачем? Это, как ни странно, не простой вопрос.

    Казалось бы, все вменяемые люди в России должны понимать, что такого масштаба писателей, родившихся со сравнительно небольшими разрывами во времени, нет, пожалуй, ни в одной стране. И здесь мой патриотизм вспыхивает ярким пламенем. У меня разное отношение к тем или иным произведениям этих гигантов, я далеко не однозначно оцениваю и некоторые моменты их жизни.

    Но эти мои переживания глубоко интимные. И учителям в школах, прежде чем "анализировать" произведения этих писателей, входящие в школьную программу как "обязаловка", нужно просто и откровенно рассказать о них как о людях, в том числе и со своими слабостями, и со своими ошибками, и даже со своими пороками.

     

    Нужно рассказать, например, что все они очень рано потеряли отцов, Солженицын - еще до своего рождения. Двое (Горький и Толстой) рано стали полными сиротами. Что не все имели высшее образование. Тургенев и Солженицын закончили свои университеты (Московский и Ростовский), а Горький и Толстой, несмотря на то что один был "из низов", а второй - родовитым аристократом, никаких вузов так и не закончили и были, по сути, "самоучками". Или о том, что трое из них (Тургенев, Горький, Солженицын) весьма долго прожили за границей по разным причинам, но это вовсе не означает, что они любили ее больше России. Нужно рассказать и об их отношениях с женщинами. И о том, как по-разному они умирали. О круге их друзей и врагов. Нужно прежде всего дать понять, что в XIX и начале ХХ века в России родились четыре очень сложных русских человека. Над которыми Бог или природа потрудились как-то особенно, специально. Но главное - они сами потрудились над собой, создавая каждый свою особенную судьбу.

    Молодого Тургенева его мать Варвара Петровна в письмах постоянно ругала за трусость и слабый характер. Толстого его старшие братья в детстве называли "Лёвой-рёвой", потому что он плакал по любому поводу, а в молодости - "самым пустяшным малым", потому что он вел безалаберный образ жизни, и никто не верил, что из него вообще что-то путное выйдет. Горького в юности называли "Грохалой" не только за его громкий голос, но и за грубые манеры, и одевался он в молодости крайне безвкусно, и выглядел порой смешно, и девушки его не любили, что стало одной из причин его попытки самоубийства. Солженицын, прежде чем стать "борцом с режимом", и в комсомол вступил, и марксизм-ленинизм в университете изучал дополнительно, и в первые годы войны работал над повестью "Люби революцию". Так что не все у них было просто.

    Не все просто было и в их отношениях с Россией. Не нужно внушать детям, что русский классик - стопроцентный патриот. Тургенев был "западником". Его вообще как писателя открыли во Франции, и даже "Записки охотника" были напечатаны сначала во Франции. Толстой находил несовместными патриотизм и христианство, а Горький вообще мог написать: "чуждый национализма, патриотизма и прочих болезней духовного зрения", - но при этом продолжить: "... я вижу русский народ исключительно, фантастически талантливым, своеобразным". А сколько "патриотов" сегодня обвиняют Солженицына в развале страны, чуть ли не в измене и предательстве Родины! А сколько глупостей до сих пор и говорится, и пишется о том, что Толстой виноват в революции 1917 года . А все эти разговоры о том, что Толстой - "враг христианства, потому что враг Русской православной церкви". Да и Тургенева можно за чрезмерный "либерализм" и преклонение перед западной культурой на суд истории привести и дать пожизненный срок посмертно (простите за каламбур).

    Но не в этом единство этих великих людей. Их единство, во-первых, в том, что они составляют славу русской литературы и в России, и за рубежом. Это - самые известные русские писатели в мире вместе с Чеховым и Достоевским. Только не надо говорить, что это ничего не значит, и мы "сами с усами" и "шапками всех закидаем". Мировое признание не может быть результатом заговора ни масонов, ни ЦРУ. И его искусственно не сконструируешь. Во-вторых, эти люди, да, реально влияли на русскую историю. Они не были равнодушны к судьбе России и мира. Они все были общественно значимыми фигурами, их мысли становились мнением общества и меняли его развитие.

    И я считаю, что правильно меняли. Лично я не хочу возвращаться ни в крепостническую страну, с которой яростно боролся Тургенев, ни в православное царство-государство, с которым спорил Толстой, ни в дореволюционную Россию, в которой Горький видел не роскошные дворцы, а лачуги, отсутствие электричества и всеобщего образования. Ни в мифический СССР, который является моей родиной, но который идеологически обанкротился гораздо раньше, чем развалился. Я хочу жить в своей стране и быть благодарным за это в том числе и своим литературным классикам.

    А иначе - мы сами-то кто?

    Поделиться