Между тем спрос населения обеспечивает почти половину российского ВВП, а поведение и настроения людей в решающей степени влияют на успех реформ.
Наше население часто упрекают в недостаточной сознательности, списывая на него неудачи экономической политики. Такому соблазну эксперты и власть поддавались и раньше, этим грешили и в императорской России, и в советское время.
Оставив в стороне историю, можно утверждать, что в целом люди в последние два десятилетия вели себя рационально, быстро адаптируясь к рыночным условиям. Так, потребительский спрос внес наиболее существенный вклад в рост экономики в начале нулевых годов. В период кризиса 2008-2009 годов рост организованных сбережений существенно поддержал банковскую систему, а затем способствовал интенсивному восстановлению экономической активности. Люди поверили в возможность быстрого повышения качества жизни, с большим доверием стали относиться к государству и финансовым организациям. Эти изменения в психологии, как и их потенциальная утрата, дорогого стоят.
Пока же мы имеем продолжающееся в течение четырех лет подряд снижение реальных доходов населения. Разумеется, это не может не сказываться на качестве жизни, особенно наименее социально защищенных слоев.
Низкий уровень оплаты труда в экономике является результатом того, что значительная часть людей работает на неэффективных рабочих местах. По нашим оценкам, при средней зарплате в 38 тысяч рублей уровень медианной зарплаты, более точно отражающей уровень доходов, не превышает 27 тысяч. Почти треть работников (28 процентов) заняты низкоквалифицированным трудом. Низкие цифры фиксируемой безработицы (5,1 процента от всей рабочей силы в октябре) не должны вводить в заблуждение. Например, по экономике свыше 10 процентов работников работают неполный день, находятся в простое или в отпуске без сохранения содержания, в обрабатывающих производствах доля таких работников превышает 20 процентов.
При таком уровне доходов и качестве занятости никаких ресурсов государства не хватит для того, чтобы обеспечить адекватный уровень социальной защиты населения. Именно поэтому требуется как можно более быстрое восстановление уровня экономической активности. Без этого невозможно поддержать показатели уровня и качества жизни.
Много говорится об общей экономической эффективности так называемой сберегательной модели поведения населения. Аналитики Банка России даже заявляют о целесообразности искусственного сдерживания потребления домашних хозяйств. Эта логика порочна. Пытаться заставить сберегать людей, которые еле сводят концы с концами, бесперспективно.
В низком уровне оплаты труда кроются и проблемы российской пенсионной системы. Даже достижение уровня замещения зарплат пенсией в 40 процентов (по итогам 2016 года этот показатель составил 33,7 процента) не позволяет обеспечить значительному числу пенсионеров минимально приемлемый уровень жизни. А с учетом того, что у большинства россиян (свыше 60 процентов населения, по последним опросам ВЦИОМ) нет накоплений, ситуация становится еще более острой.
Исходя из доли спроса населения в ВВП, очевидно: уровень и качество жизни людей является ключевым для перспектив экономики. Стратегия долгосрочного экономического развития, которая будет утверждена руководством страны в ближайшее время, вряд ли приведет к потрясениям, сопоставимым с трансформацией экономики в 1990-е годы. Соответственно, и масштабы социокультурных изменений, которые могут быть востребованы в будущем, будут носить намного более скромный характер по сравнению с потрясениями, которые сопровождали переход от планового хозяйства к рыночным отношениям.
Это значит, что существует реальный шанс добиться масштабной поддержки экономических реформ, прежде всего потому, что фундаментальные интересы населения, бизнеса и государства сейчас совпадают.
В целом, экономика стоит перед достаточно серьезным вызовом - надо провести масштабную модернизацию без просадки или стагнации уровня жизни населения. Именно медленное улучшение качества жизни вызвало ощущение застоя, которое охватило советское общество в конце 1970-х - начале 1980-х годов. В конечном счете, это привело к катастрофическим последствиям для всего СССР.
В результате двух последних кризисов период стагнации уровня жизни в нашей стране составляет без малого 10 лет. Это критический срок, требующий активных действий по повышению темпов экономического роста.
Нужны конкретные решения в части налогообложения доходов и имущества населения (например, отказ от обложения налогом зарплат на уровне прожиточного минимума), увеличения социальной поддержки и зарплат в бюджетном секторе. Только тогда, когда люди поверят в то, что предлагаемые реформы состоят не только из непопулярных мер и направлены на рост доходов каждой конкретной семьи, можно рассчитывать на широкую поддержку долгосрочной экономической стратегии развития страны.