Такое мнение выразил журналистам гендиректор объединенной розничной сети "Читай-город - Буквоед" Михаил Иванцов. По подсчетам издательской группы "Эксмо-АСТ", книжные магазины остаются основным каналом продаж книжной продукции, а доля, например, киосков продолжает сокращаться.
Коммерческий книжный рынок растет во всех регионах. Самые быстрые темпы по итогам года покажет Южный ФО (32 процента), самый незначительный - Центральный ФО (четыре процента), но он все равно остается наиболее крупным в абсолютном выражении.
"Многие торговые сети констатируют, что в регионах зарабатывают больше, чем в Москве", - говорит Иванцов, объясняя это тем, что столичный рынок дороже (арендные площади, производственные издержки). У москвичей высокая покупательская способность, поэтому все, кто располагает доходом, могут приобрести книгу, но от региона к региону картина меняется. Исследование Comcon показало: в Омске 19 процентов покупающих книги приходится на 81 процент читающих. Аналогичная ситуация сложилась в Нижнем Новгороде и Челябинске.
Участники рынка рассказывают, что до сих пор современный читатель предъявляет запрос на классическую литературу. В целом художественные книги занимают сейчас на рынке 19 процентов продаж (без учета электронных аналогов), далее идут non-fiction (20 процентов), детские книги (22 процента) и самый большой сегмент - образовательная литература (40 процентов). Наибольший рост по итогам года покажет детская книга - 12 процентов, прогнозирует "Эксмо-АСТ". Художественная литература для взрослых будет расти небольшими темпами - плюс три процента по итогам этого года.
Тем не менее романы таких авторов, как Эрих Мария Ремарк, Джордж Оруэлл и Михаил Булгаков, имеют постоянные "мощные продажи", замечает Иванцов. А летом, когда со списками литературы в магазины приходят школьники с родителями, продажи классики вырастают в разы. Более того, все еще есть люди, собирающие дома библиотеки. "Недавно в наш магазин в Сочи пришел покупатель и буквально скупил полмагазина", - говорит Иванцов. Он считает, что это показатель уровня развития и "символ принадлежности к интеллектуальной элите".
Правда, насчет популяризации чтения в стране мнения участников рынка расходятся. Одни считают, что чтение не нуждается в продвижении, так как нельзя жить без потребления информации через ее визуальное восприятие в виде письма, другие же уверены, что масштабные кампании могут стать стимулом развития инфраструктуры чтения. Однако все издатели и сети уверены, что в отрасли не хватает квалифицированных кадров, которые по идее должны помогать книжной индустрии бороться с низкой рентабельностью.