Трудно переоценить значимость этого шага. В современном мире жизнеспособность любой страны, ее благополучие, авторитет и влияние на международной арене определяются в первую очередь качеством человеческого капитала. Не будет преувеличением сказать, что в определенном смысле конкурентоспособная страна - это страна, где живут интеллектуально развитые, здоровые, одаренные, любознательные, свободные от излишней опеки со стороны взрослых дети.
В течение ряда лет в нашей стране не уделялось должного внимания вопросу обеспечения благополучного детства. Ситуация начала серьезно меняться, когда по инициативе Совета Федерации была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Подводя итоги ее реализации, мы с полным основанием можем утверждать, что она привела к качественным изменениям в этой сфере.
Удалось сделать главное: поставить нашу социально-экономическую политику "на рельсы" безусловного служения интересам детей. Удалось достичь преодоления межведомственных барьеров, все структуры власти начали слаженно работать в интересах ребенка.
Выстроена соответствующая требованиям времени система правового регулирования государственной политики в области семьи и детства.
Мы добились того, что "детская" составляющая федерального бюджета более не рассматривается в качестве статьи экономии. Средства на эти цели в рамках имеющихся финансовых возможностей государства выделяются по максимуму. В каждом субъекте Российской Федерации была принята и осуществлялась собственная региональная программа действий в интересах детей, учитывающая местные особенности и реалии.
Все это дало зримые результаты.
Сегодня есть все основания заявить, что в области дошкольного и школьного образования, выявления и поддержки талантливых детей, организации дополнительного образования и детского отдыха мы существенно приблизились к странам, которые добились здесь особенно больших успехов. Приятно отметить, что сборные команды школьников нашей страны, участвующие в международных соревнованиях по предметам естественно-научного цикла, математике и информатике, вновь демонстрируют высокие достижения.
Улучшается положение детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Так, увеличен размер социальной пенсии детям-инвалидам. Реализуются программы создания доступной для них среды, развития инклюзивного образования.
Немало сделано для помощи многодетным семьям, в большинстве субъектов Российской Федерации действуют региональные механизмы их поддержки.
До конца 2018 года продлено действие программы материнского капитала, расширен спектр его использования.
Благодаря настойчивой, последовательной работе государства, внимания общества к проблеме удалось добиться перелома в положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество детских домов из года в год сокращается. Значительная часть таких детей воспитывается в семьях. Их доля увеличилась с 79,9% в 2011 году до 94,3% в 2016 году. В ряде регионов этот показатель достигает 98%: в Пермском, Краснодарском краях, Ханты-Мансийском АО. В Республике Ингушетия организации для детей-сирот отсутствуют полностью.
Впервые в истории нашей страны с 1 января 2018 года начнут получать социальную пенсию дети, родители которых неизвестны - соответствующий законопроект был инициирован членами Совета Федерации.
Налицо значительный прогресс в области детствосбережения. Достигнут исторический минимум России по уровню младенческой смертности, он вплотную приблизился к соответствующим показателям самых благополучных в этом отношении государств. Существенно, с 88,7 до 68,4, в расчете на 100 тысяч детей снизился уровень детской смертности - он является интегральным показателем, отражающим состояние здоровья детей и качества оказываемой им медицинской помощи.
Я обозначила лишь основные результаты. Цифр и примеров, подтверждающих наше существенное продвижение вперед по всем направлениям, из которых складывается государственная политика в области семьи и детства, можно привести еще немало. Но немало остается в этой сфере и нерешенных проблем. Важно, на мой взгляд, принять во внимание и то, и другое, работая над подготовкой программ, проектов, определяющих содержание Десятилетия детства.
Прежде всего, думаю, было бы упрощением рассматривать его как простое механическое продолжение Национальной стратегии. Бесспорно, преемственность здесь должна быть. В частности, должны быть реализованы программы, принятые в ходе Национальной стратегии действий в интересах детей, срок действия которых выходит за ее рамки. Это Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года.
Вместе с тем нельзя не видеть, насколько стремительно и основательно меняется мир, какую значимую роль в нем играют информационно-коммуникативные технологии, передовая энергетическая и транспортная инфраструктура. Никогда прежде человечество не располагало такими мощными средствами воздействия не только на природу, но и на сам ход исторического процесса. Вот почему принципиально важно, чтобы вступающее в жизнь поколение было способно и двигать вперед научно-технический прогресс, и сознавать, какие при этом возникают риски, вызовы, угрозы, уметь преодолевать их. А для этого надо не только много знать и понимать, но и проявлять ответственность, гибкость, готовность и умение слушать и слышать, договариваться, находить компромиссы.
Словом, известная формула о том, что какие дети сегодня, таким будет мир завтра, получает сейчас качественно новое наполнение, отражающее растущую взаимосвязанность и взаимозависимость государств и народов. Как подчеркнул глава Российского государства, выступая на Валдайском форуме, в современном мире будущее человечества может быть только общим. Поэтому "сверхзадача" нашей политики в области семьи и детства - это воспитание человека, в личности которого развитый интеллект, здоровье, общественная активность гармонично сочетаются с высокими нравственными и духовными ценностями, сознанием своей ответственности как за благо Отечества, так и за благополучие и безопасность во всем мире.
Главная составляющая решения этой задачи - дальнейшее совершенствование системы школьного образования. За последнее время в нашей стране предприняты определенные шаги в этом направлении, но их недостаточно. Актуален в образовательной сфере запрос на инновации, на возможности, открываемые цифровыми технологиями. Потребность в них связана в том числе с такими объективными процессами, как значительный разрыв между нарастающим с огромной скоростью объемом информации и способностью детей и подростков к ее усвоению.
Нашу страну традиционно отличал высокий уровень школьного образования. Российская школа должна вернуться в число мировых лидеров, это непременное условие выхода на те рубежи технологического, экономического, социального развития, о которых говорит глава Российского государства. Мы ждем от Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования конкретных предложений на этот счет.
Остается серьезной такая проблема, как насилие над детьми. Хотя за период действия Национальной стратегии количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, сократилось на 20%, с 89,9 тыс. в 2011 году до 69,6 тыс. в 2016-м, ситуация все равно остается тревожной. С одной стороны, результат впечатляет, с другой стороны, цифры все же удручают. Борьба за каждого ребенка ведется несомненно, но, видимо, требуется большее объединение усилий власти, общества. На территории всей страны работает "Детский телефон доверия" с единым номером. Это важное звено системы защиты детства, оно эффективно. Но необходимы и другие меры - социальные, воспитательные, правовые. Не исключаю, что для определенных видов преступлений против детей следует беспощадно применять максимально допустимые законом виды наказаний. Совет Федерации создал рабочую группу, которой поручено подготовить предложения по ужесточению наказаний за педофилию, совершенствованию мер ее пресечения.
Не может не беспокоить, что значительное количество многодетных семей живут в зоне бедности. Считаю, помимо объективных трудностей за этим стоит и недоработка региональных и муниципальных властей, недостаточно активный поиск выхода из сложившейся ситуации.
В то же время в каждом регионе наработан положительный опыт решения проблем семьи и детства, который можно и нужно транслировать на всю страну. Совет Федерации как палата регионов готов поддержать все инициативы, способствующие тому, чтобы у каждого ребенка было благополучное, счастливое детство.
Хотела бы поблагодарить руководство, весь коллектив "Российской газеты" за неослабевающее внимание к вопросам политики Российского государства в области семьи, защиты материнства и детства, образования и воспитания подрастающего поколения. Тем самым обеспечивается реальное участие граждан и в разработке политики, и в контроле над ее практическим осуществлением. Взаимодействие власти и общества особенно важно на этапе, когда завершена реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и предстоит осуществление мероприятий в рамках Десятилетия детства на 2018 - 2027 годы.