Когда ракета-носитель "Союз-2.1б" с российским гидрометеорологическим спутником "Метеор-М" N2-1 и 18 космическими аппаратами попутной нагрузки устремилась ввысь, мы как-то выдохнули. Все успешно, все штатно.
Но, оказалось, радовались рано. Спутник "Метеор-М" должен был отделиться в 9.32 мск и начать передавать телеметрию. Однако, когда подошло время первого планового сеанса связи, космический аппарат "не ответил". Как сообщил "Роскосмос", не удалось установить связь "по причине его отсутствия на целевой орбите". Проще говоря, почти трехтонный спутник пропал. Что произошло? Ответ ищут сейчас специалисты, анализируя всю имеющуюся информацию.
В свою очередь, большинство экспертов, с которыми удалось связаться корреспонденту "РГ", полагают: возможной причиной нештатной ситуации могли стать неполадки на разгонном блоке "Фрегат". Не исключено, что проблемы возникли на этапе выдачи одного из двух импульсов маршевой двигательной установкой.
Предположительно, "Метеор-М" застрял на нерасчетной орбите. Ведется его активный поиск. Если аппарат действительно находится там, то будут предприняты попытки связаться с ним и скорректировать орбиту. Многие считают: если в течение суток спутник не найдут, вот тогда уже можно будет говорить о его гибели. А пока делать подобные выводы преждевременно.
Между тем появилась и такая версия- якобы возможная ошибка в полетном задании ракеты-носителя и разгонного блока "Фрегат", в результате чего первый импульс был выдан не в той ориентации, которая необходима. Если это так, то в который раз наступаем на одни и те же грабли - под названием "человеческий фактор". На памяти "ЧП" 2010 года, когда в Тихий океан упали три спутника "Глонасс-М". Тогда комиссия выяснила, что в разгонный блок по ошибке залили 1,5 тонны лишнего топлива. А аварийный пуск ракеты "Протон-М" опять же с тремя спутниками "Глонасс-М" 2 июля 2013 года? Расследователи пришли к выводу: непосредственной причиной стала неправильная установка датчика угловых скоростей. Грубо говоря, он был перевернут "с ног на голову"...
Безусловно, строить догадки о причинах любой аварии - дело неблагодарное. И бесполезное. Сейчас самое главное для специалистов - установить последовательность событий, как они развивались. Как бы там ни было, очевидно одно: после успешного старта в какой-то момент, вне зоны радиовидимости, случилось нечто, из-за чего (на момент подписания этого номера газеты) не известна судьба спутника "Метеор-М" N2-1" и еще восемнадцати его малых "собратьев". Семнадцать из них - иностранные: они были запущены в интересах научных, образовательных, исследовательских и коммерческих учреждений Норвегии, Швеции, США, Японии, Канады и Германии.
Можно не сомневаться: специалисты разберутся, что и почему пошло не так. Однако, понятно, что потеря спутников, - если так случится,- ударит по имиджу России как поставщика услуг в области коммерческих космических запусков. И это обиднее всего.
Как известно, первый пуск с Восточного в апреле прошлого года прошел не с первого захода: старт был перенесен из-за сбоя в работе одного из кабелей в системе управления. Но все выявленные тогда недочеты устранили.
Новый тяжелый спутник "Метеор-М" N 2-1 входит в состав космического комплекса гидрометеорологического и океанографического обеспечения. Информация для прогноза погоды, контроль озонового слоя и радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве, мониторинг морской поверхности, включая ледовую разведку... Работа на орбите ему предстояла большая.
Как сообщалось ранее, еще один в этом году запуск ракеты с Восточного был намечен на конец декабря. По планам космического ведомства, в 2018 году планировались до четырех-пяти пусков с Восточного и увеличение до шести-восьми в 2019-м. Космодром должен заработать на полную мощность. И тем досаднее неудача.