Работу губернаторов оценят по-новому

Со следующего года деятельность руководителей регионов начнут оценивать по новой методике, учитывающей качество услуг ЖКХ и доступность жилья для населения. Как отразится это на работе чиновников и жизни граждан и какие оценки эффективности работы власти на местах применяются сегодня, выяснил корреспондент "РГ".

Все без обмана

В Орловской области новость восприняли спокойно. Дело в том, что аналогичный механизм здесь действует уже много лет. Поэтому для чиновников, по большому счету, ничего не изменится. Однако насколько этот механизм эффективен?

Глав регионов будут оценивать по методике, состоящей из 24 показателей. Доступность жилья и качество услуг ЖКХ здесь - самые важные индикаторы. Коэффициент доступности жилья будут рассчитывать по количеству лет, необходимых семье из трех человек для покупки квартиры площадью 54 квадратных метра. При анализе учтут среднестатистический совокупный доход. На оценку также будет влиять решение проблем обманутых дольщиков. Формула проста: соотношение количества строящихся долевых объектов с числом недостроев.

- Проблемы обманутых дольщиков не должны замалчиваться, - так прокомментировал ситуацию врио губернатора Орловской области Андрей Клычков. - Многие застройщики оказались заложниками непростой экономической ситуации. Но это не снимает с них ответственности перед дольщиками.

На местах зачастую используют формальный подход. Регионы обязаны вести соответствующие реестры и в конце года отчитываться перед минстроем. Орловская область оказалась единственной в ЦФО, где реестр чист. Чиновники объяснили это тем, что дольщики не подают заявления в госстройнадзор. Поэтому не считаются обманутыми.

То есть работа власти максимально эффективна? Андрей Клычков, возглавивший регион два месяца назад, решил лично пообщаться с дольщиками. Их пригласили в администрацию области. "Очная ставка" показала, что проблем не меньше, чем у соседей. Хотя до этой встречи о масштабах мало кто знал. Выяснилось, что в области насчитывается пять "проблемных" многоквартирных домов.

Они возводятся на улицах Раздольной, Бурова и Панчука в Орле и на улице Дружбы Народов в городе Ливны. Договоры заключены на 914 квартир. Дольщики заплатили 946 миллионов рублей. Сроки ввода в эксплуатацию прошли. Квартиры не получили 535 человек. Многие отсудили у застройщиков пени за неисполненные договоры. Суды признали их обманутыми, а чиновники - нет.

Доступность жилья и качество услуг ЖКХ - самые важные индикаторы эффективности работы власти

- Шаги по минимизации рисков на рынке долевого строительства в регионе предпринимаются, но ситуация остается неоднозначной, - считает депутат Госдумы РФ от Орловской области Николай Ковалев. - Контроль со стороны органов власти существует, и законодательство совершенствуется. Но люди все еще являются "обманутыми дольщиками", а вопрос обеспечения их жильем остается открытым.

К слову, правительство области приступило к разработке "дорожной карты" решения проблем долевого строительства. Создана рабочая группа, которой поручено встретиться с застройщиками. Возможно, после этого обманутые дольщики появятся официально.

Позабыты, позаброшены

Районные и городские администрации ежегодно отчитываются перед областью по перечню, утвержденному на региональном уровне. Он не совпадает с федеральным, но многие индикаторы схожи. Например, при оценке используют такой показатель, как ввод в эксплуатацию жилья в расчете на одного жителя. Считается, что он отражает не только уровень доступности жилья, но и активность по привлечению инвесторов. Судя по отчету 2017 года, дела обстоят неважно. Так, последнее место занял Корсаковский район. За минувший год там построили всего по 0,22 квадратного метра жилья в расчете на каждого жителя. И это при том, что район является самым малонаселенным.

Не менее важным критерием станет качество предоставления жилищно-коммунальных услуг. В ЦФО нет ни одного региона, где жители не жаловались бы на коммунальщиков. Показатель по федеральной методике будет рассчитываться исходя из количества дней с нарушением снабжения водой, тепло- и электроэнергией. Кроме того, будет подсчитываться соотношение среднего денежного расхода населения на оплату ЖКУ к стоимости фиксированного набора основных товаров и услуг. Также учтут объемы неубранного мусора - количество несанкционированных свалок и долю утилизированных твердых коммунальных отходов от их общего объема.

- Качество и стабильность подачи ЖКУ - это не просто критерий оценки эффективности региональной власти, но и параметр, по которому можно оценивать комфорт проживания в том или ином регионе, - пояснил глава минстроя России Михаил Мень. - Необходимо, чтобы на региональном уровне совершенствовалась отрасль, а руководители были глубоко погружены в ее задачи.

Как же обстоит с этим дело? Оказывается, как и в случае с дольщиками в региональные отчеты могут не попасть тысячи жителей. Просто потому, что их как бы и нет. Так, в прокуратуре корреспонденту "РГ" рассказали об итогах проверки исполнения законодательства в сфере управления домами. Отчеты управляющих компаний и жалобы должны учитываться при оценке.

Но в Орловской области способ управления не выбран в 271 многоквартирном доме. Жильцы не платят за текущий ремонт и обслуживание общего имущества, потому что никто этим не занимается. Данные о качестве услуг в таких домах в отчеты не попадут. Но разве это не минус властей? Еще какой, ведь органы местного самоуправления обязаны проводить конкурсы по отбору управляющих организаций.

- Такие меры чиновники должны применять для многоквартирных домов, жильцы которых сами не определились со способом управления, - пояснила старший помощник облпрокурора Елена Семина. - В ходе проверок было установлено, что способ управления не был выбран на территории 12 муниципальных образований.

Однако этого словно не замечали. Так, в Дмитровском районе брошенными оказались 23 дома. Администрация "зашевелилась" только тогда, когда получила прокурорское представление. О домах вспомнили и начали готовить конкурсы по отбору УК. Нашли и крайнего - отвечающий за ЖКХ чиновник получил выговор. Подобное произошло в Урицком районе, где власти забыли о восьми брошенных домах.

- Конечно, далеко не правы те, кто ситуацию рисует только черными красками, - говорит первый вице-спикер Орловского облсовета народных депутатов Михаил Вдовин. - Но надо признать, что на местах хватает проблем, которые требуют разрешения. И главная из них - скудность местных бюджетов.

В качестве примера парламентарий привел Верховский район. Как раз в эти дни там идет верстка бюджета на 2018 год. Заложенных средств хватит месяцев на семь - при условии, что власти будут добросовестно исполнять все возложенные на них обязательства. А что дальше? Можно предположить, что начнут экономить. Урежут расходные статьи, не дадут деньги на целевые программы.

"По-тихому" сократят планы, чтобы выполнить их на бумаге. Вот и оцени такую работу. Кстати, в Орловской области уже четвертый год правительство обсуждает идею укрупнения - бедные районы хотят объединить с благополучными. Но идея встретила отпор со стороны глав районов - как раз из-за того, что не желают портить себе статистику, а с нею, возможно, и карьеру.

Прокурорские проверки показали, что чиновники регламенты не читают и им не следуют

- Главное, чтобы объединение не отдаляло людей от власти, - продолжает Михаил Вдовин. - Ведь для людей не важно, кто, где и какие полномочия исполняет. Важно, чтобы их проблемы решались.

К слову, в регионе действует стандарт деятельности органов исполнительной власти. Каждый департамент, управление и администрация утвердили регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг. Они устанавливают правила работы вплоть до времени обеденного перерыва. В них сказано, например, что посетитель не должен провести в очереди более 10-15 минут. Но прокурорские проверки показали, что чиновники регламенты не читают и им не следуют. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в местных актах встречаются ссылки на давно отмененные законы. А многие пункты противоречат федеральному законодательству.

Кнут и пряник

Федеральный и региональные законы предусматривают возможность увольнения служащих в связи с утратой доверия. Но четкого обоснования правовая база не содержит. Оценка эффективности работы чиновников по утвержденным критериям могла бы занять пустующую правовую нишу.

Но пока этот инструмент на уровне регионов не востребован. Так, в Орловской области еще не было случая, чтобы главу района или города уволили за то, что он в рейтинге занял последнее место. Собственно, "кнута" региональная методика не содержит, одни "пряники".

 

Победителям из областного бюджета выделяют поощрительные гранты. Но сумма так мала, что вряд ли чиновники заинтересованы в улучшении показателей. В текущем году среди городов первое место занял Мценск. Его бонус - 131 тысяча рублей. Стоит ли бороться? Аутсайдеру же ничего не грозит - ни выговор, ни увольнение, ни лишение субсидий.

И еще один нюанс. При оценке используются данные статистики. Она базируется на отчетах чиновников. Кто помешает им заняться приписками и отписками? Показательный случай произошел на днях в Орле. Горожане пожаловались в мэрию на то, что у школы № 35 вокруг остановки появляются огромные лужи и горы мусора - этакая полоса препятствий для детей. Глава управления коммунального хозяйства ответил, что беспокоятся они попусту - в указанном месте нет остановки. Переписка дошла до врио губернатора. Он съездил туда и убедился в том, что остановка существует. Равно как лужи и мусор. Чиновник покинул пост за отписку. Но это случай единичный, и говорит он больше не о черствости бюрократов, а о том, что руководители не желают отвечать за "грехи" подчиненных.