Чиновники решили закрыть единственный клуб в селе в Алтайском крае

Марина Приезжева работает в клубе Топольного Алтайского края на четверть ставки, ее зарплата - 1750 рублей в месяц. Скоро может лишиться и этого - чиновники заявили ей, что с января ее 0,25 ставки сократят. Как же выживает в селе культура?

Невзрачное кирпичное здание, одно из окон которого заложено кирпичами другого цвета. На крыше не хватает листа шифера. Деревянный некрашеный козырек. Разноцветная деревянная дверь распахивается с заунывным звуком. В длинном вытянутом помещении покатый пол. Топится небольшая печка с железными трубой и котлом, посередине стоят новый теннисный стол и несколько рядов твердых сидений, сделанных еще в советские времена. На аккуратно побеленной стене висит стенд "Уголок патриотического воспитания" с текстом гимна России и прочей необходимой атрибутикой. В одном конце помещения оборудована миниатюрная сцена с занавесом и кулисами, в другом, в помещении, откуда раньше показывали кино, имеется крохотная библиотека с полкой из книг, которые несут селяне. Так выглядит сельский клуб Горной фермы села Топольное.

Топольное с населением в тысячу человек растянулось узкой лентой в семь километров вдоль Ануя. Здесь есть библиотека, дом традиционной народной культуры, ДК и сельский клуб, расположенный в микрорайоне Горная ферма. Раньше в нем размещалась контора богатого мараловодческого совхоза и "красный уголок" для сотрудников фермы. Потом совхоз закрыли, в здании хранились пиломатериалы, потом его решили перепрофилировать в "бюджетное учреждение культуры". В районе Горной фермы живут около четырех сотен человек, из них почти четверть - дети. До ДК в центре надо топать несколько километров. То ли дело свой сельский клуб, которым заведует Марина Приезжева. Марина Павловна работала здесь на полставки, а с недавних пор на четверть ставки, получая на руки 1750 рублей. По закону она имеет право находиться на работе один час 45 минут. Но в сельской культуре со временем никто не считается.

- Праздники здесь проводим, выставки рисунков и поделок организуем, в армию парней провожаем, свадьбы справляем. В конце ноября планируется открытие фотовыставки "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках". Дети постоянно собираются. Бабушки петь приходят, одна из них стихи читает. Говорит: "Я не певчая". Клуб считается бюджетным, но мы живем в основном за счет людской помощи. Телевизор нам подарили и музыкальный центр, шторы и теннисный стол сами купили. Гитару с баяном подарили, да вот беда - баяниста не найти. Но тут, похоже, очередная оптимизация затевается. Все, что мы тут нажили, хотят экспроприировать, прикрыть ДК и продать потом здание какому-нибудь предпринимателю, - предполагает Марина Павловна.

На дворе XXI век, а в здании клуба находятся три печки. Дрова селяне ищут по забокам

Жители Горной фермы категорически не хотят лишаться сельского клуба и его имущества.

- Это все принадлежит нам, пусть ребятишки и взрослые люди приходят, играют, общаются! - убеждена Валентина Ильина, односельчанка Приезжевой. - Мы боимся, что если ставку Приезжевой окончательно сократят к новому году, то сельский совет продаст его для пополнения бюджета. Хотим в нашей части села создать территориальное общественное самоуправление - и чтобы защитить свой клуб, и чтобы решать некоторые проблемы без всей этой волокиты с обращениями в сельсовет. Это касается обустройства детских площадок и кладбища, благоустройства Горной фермы. Детям после ремонта мостов на нашей речке купаться стало негде - дорожники набросали больших острых булыжников, надо расчищать.

В районном комитете по культуре об оптимизации сельского клуба журналистам открыто заявить не решились.

- Насколько мне известно, есть распоряжение Министерства культуры РФ: на тысячу жителей полагается один Дом культуры. Если исходить из этой цифры, то в Солонешенском районе клубов в два раза больше, - разъясняет председатель комитета Галина Волкова. - Почти все районы края привели количество своих учреждений культуры и библиотек в соответствие с этой нормой, а мы пытаемся сохранить то, что имеем. Даже в маленьких селах, где живут не больше 70 человек, остались библиотеки, хотя там по нынешним правилам должен быть библиотечный пункт. Спасибо администрации района, что она нас поддерживает и не дает сокращать сеть. Но в связи с этим возникают трудности: здания нужно кому-то содержать, это бремя ложится на сельсоветы, в бюджете которых, как правило, нет на это средств. Сельсовет в Топольном большими средствами не располагает, но тем не менее клуб в Топольном на территории Горной фермы мы пока не планируем закрывать.

Клуб считается бюджетным, но мы живем в основном за счет людской помощи

Чиновники утверждают, что предлагали Марине Павловне должность заведующей "большим" Домом культуры - в центре Топольного. Но она не согласилась. Марина Павловна кивает на свой возраст - мол, пенсия через полтора года, поздно идти на руководящую должность. Но мне кажется, причина в ином. В объяснениях Галины Волковой можно выделить два ключевых слова: "пока" и "нормы". Уйти - значит, отказаться от сельского клуба, в который вложено столько сил и любви. Возможно, бывшей доярке Горной фермы и солистке образцового фольклорного коллектива "Полянка" хочется просто заниматься культурой - на совесть и чтоб как можно меньше бюрократии. Марина Приезжева признается, что вообще готова ходить на эту работу бесплатно, для души - домашнее хозяйство с огородом и домик для заезжих туристов ее худо-бедно прокормят. Лишь бы клуб - отдушину для многих деревенских жителей - не закрыли...

Кстати

В этих местах много разных чудес и диковинок. Карама - древнейшее место обитания первобытного человека на территории России. Курганы кочевников древнего мира. Каскад водопадов, самый высокий из которых 72 метра. Гора Будачиха, где проходила тропа паломничества буддийских монахов из Тибета к сакральным местам Алтая. И река Ануй - "антенна", ведущая в легендарное Беловодье. Рерих был здесь, но старожилы не стали помогать ему в поисках заветной и заколдованной страны.