В федеральной антимонопольной службе РФ уточнили, что действующим законодательством не предусмотрено регулирование цен на моторное топливо.
- Цены на указанный товар формируются на основе рыночного механизма, - следует из ответа ФАС РФ.
Именно на рыночный механизм и ссылаются владельцы автозаправочного бизнеса. Так, совладелец двух автозаправок в Поморье Дмитрий К. рассказал, что они вынуждены поднимать стоимость из-за сезонных скачков оптовых цен, северных надбавок и труднодоступности территории.
- Мы работаем официально, все оформление на работу - тоже официальное, никаких серых зарплат и бухгалтерии здесь не может быть, - рассказывает Дмитрий К. - Одна из наших автозаправочных точек находится в Лешуконском районе, а это значит, что районный коэффициент тут выше - 1,4. Все дополнительные отпуска, компенсаций проезда к месту отдыха и обратно работникам оплачиваем тоже мы. В итоге мы вынуждены продавать бензин чуть выше его средней стоимости.
По мнению генерального директора "ФинЭкспертизы" Нины Козловой, в свете последних налоговых решений цены на оптовом топливном рынке растут, что не может не отразиться на конечной стоимости бензина.
- Вертикально интегрированные нефтяные компании могут перенести центр прибыли с АЗС на другой участок цепи. Например, зарабатывать на оптовых поставках, цена которых формируется на бирже. У независимых АЗС, которых больше половины в стране, такой возможности нет. Именно поэтому сейчас максимальный рост цен и наблюдается на частных АЗС, расположенных в отдаленных уголках нашей страны, - считает Нина Козлова.
Согласно статистке Архангельскстата, цены на бензин в Поморье - средние по Северо-Западу. Так, за год цена на автомобильное топливо в регионе возросла на 4,3 процента. Наименьшая динамика зафиксирована в Вологодской области - 1,5 процента, наибольшая в Мурманской области - 7,3 процента.
- Эта статистка формируется на основе ежемесячного мониторинга, проводимого в городах Архангельск, Северодвинск и Котлас, - поясняет заместитель руководителя Архангельскстата Антонина Слудникова.
Получается, что проблемные районы остаются в стороне от официальных данных. Глава муниципального образования "Соловецкое" Евгений Тютюков говорит, что в последние месяцы жители Соловков были вынуждены покупать бензин по 46 рублей за литр.
- Конечно, многих такая стоимость не устраивала. Местные жители закупали бензин летом в Кеми, хранили в бочках в частных гаражах или сараях, а это запрещено и очень опасно, - говорит Евгений Тютюков.
Поставщик топлива на Соловецкий архипелаг - снабжающая организация АО "АрхоблЭнерго". Завозят бензин танкером, соответственно, цена за литр умножается на транспортную составляющую. Когда цена подошла к отметке 46 рублей, было решено обратиться к областным властям, чтобы помогли разобраться в ситуации.
- Сейчас проведена работа с акционерным обществом "АрхоблЭнерго", осуществляющим реализацию бензина в поселок Соловецкий, - сообщили "РГ" в правительстве Архангельской области.
В результате цена бензина марки А-92 на Соловках была снижена до 42 рублей 30 копеек за литр.
- Проявления локального монополизма всегда присутствуют в любой экономике. Есть удаленные территории, они обслуживаются исключительно одной компанией, это известная проблема, - комментирует ситуацию доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Иван Капитонов. - И даже если ФАС обратит внимание на такие проявления, то будут рассмотрены все факторы, повлиявшие на ценообразование. Скажем, были перебои в работе ближайшего НПЗ, или перебои, связанные с поставкой, с разгрузкой судов. Это все учитывается, и если компании могут оправдать высокую цену на бензин, то ФАС не привлечет их к ответственности.
Эксперты считают, что, хотя цена топлива уже давно стала социальным показателем, у "антимонопольщиков" мало инструментов влиять на ситуацию. Например, чтобы наложить штраф на АЗС, нужно доказать факт согласованных действий по установлению монопольно высоких цен. А сговор среди независимых АЗС крайне маловероятен даже по "техническим" причинам. Так что повышение цен в независимой рознице сейчас основано на рыночном механизме конкуренции.
Также, по мнению аналитиков, повышение цен на автомобильное топливо в отдаленных или труднодоступных территориях - это первые "звоночки". В начале 2018 года возможен рост стоимости бензина на внутреннем рынке. Однако он будет некритичным, не более 50 копеек за литр, предполагают эксперты, основываясь на акцизных данных.