28.11.2017 11:05
    Поделиться

    В четырех регионах СЗФО внедрят региональный экспортный стандарт

    Четыре региона Северо-Запада вошли в пилотный проект по развитию экспортного потенциала страны. В Ленинградской, Калининградской, Псковской и Новгородской областях в качестве эксперимента внедрят региональный экспортный стандарт.

    Федеральные власти приняли его в мае этого года. Цель - комплексное развитие системы поддержки экспорта в регионах. Сегодня рост российского несырьевого экспорта стал важнейшим направлением государственного развития, наравне с импортозамещением. Большинство субъектов СЗФО теоретически имеют ориентированную на экспорт экономику, восемь из одиннадцати субъектов округа имеют морскую или сухопутную границу с зарубежными государствами, поэтому развитие экспорта и транзитной инфраструктуры здесь особенно важно.

    По словам помощника полномочного представителя президента РФ в СЗФО Евгения Карпичева, на территории округа сегодня более 60 тысяч малых и средних предприятий, но экспортерами их них являются лишь 4,5 тысячи, это менее одного процента. Чтобы поменять ситуацию и сориентировать предприятия этого сектора на взаимодействие с зарубежными партнерами, как раз и нужны экспортные стандарты.

    По итогам девяти месяцев текущего года СЗФО оказался на втором месте в стране по совокупному экспорту объемом более 29 миллиардов долларов, из которых экспорт несырьевой неэнергетической продукции составил 15 миллиардов долларов. Торговыми партнерами, на которые возлагают экспортные надежды регионы округа, являются Швейцария, Финляндия, Беларусь.

    Как рассказал управляющий директор по координации приоритетного проекта "Российского экспортного центра" (РЭЦ) Игорь Шленский, если поделить число субъектов на количество малых и средних предприятий-экспортеров, то получится, что ни в одном регионе эта доля не доходит даже до одного процента. В развивающихся странах, например в Индии, эта доля значительно больше нашей. По его мнению, здесь большой потенциал.

    - В этом году мы заметили существенный прирост несырьевого экспорта и рост в долларах, а не в рублях, что хорошо, - пояснил Шленский. - В СЗФО заключен 101 контракт на полтора миллиарда долларов. Сложно сказать, много это или мало, но, для сравнения, по всей стране на финансово-кредитную поддержку экспорта предусмотрено 12 миллиардов долларов. Когда регионам России предложили добровольно поучаствовать в отработке экспортных стандартов, вызвались 22 региона, хотя мы рассчитывали от силы на десяток.

    Пока руководит процессом в пилотных регионах экспортный центр, который оказывает помощь по двум фронтам - финансовому и консультационному. В первый входят кредиты, страхование внеш-них торговых сделок, выдача гарантий для участия в этих сделках.

    Ко второму относятся: аналитика иностранных рынков, помощь в поиске партнеров, субсидирование защиты интеллектуальной собственности за границей, прохождение сертификации как барьера к рынку и поддержка участия в международных выставках и ярмарках.

    Для того чтобы региональные компании знали, с чего начать, РЭЦ проводит онлайн-образование по девяти блокам знаний, нужных для работы с иностранными партнерами: логистике, бухгалтерии, аудиту, налогам, заключению контрактов и так далее. "Школу экспортера" прошли уже 3,5 тысячи человек, и результаты оказались разные - одни предприятия успешно начали осваивать зарубежные рынки, а кто-то "набил шишек" при обучении и понял, что экспортировать ему пока рано.

    По словам Шленского, внедрение стандарта - это большая работа, причем не только интеллектуальная, но и бюрократическая. Регионам нужно создать и внедрить одиннадцать важных инструментов комплексной поддержки экспорта, создать структурное подразделение, ответственное за развитие экспорта, и экспортный совет при главе региона, который бы продвигал проблемы экспортеров в повестке дня губернаторов.

    Отдельно субъектам нужно прописать свою экспортную стратегию - где-то ее создают заново, а где-то она появляется на базе социально-экономической стратегии развития. Каждый из пилотных регионов работает по-своему. Кто-то выделяет ключевые отрасли, кто-то подходит в общем. Необходимое в рамках стандарта развитие торговых домов за рубежом тоже идет различными путями - от ГЧП до координации нескольких регионов для открытия полновесного торгпредства в конкретной стране.

    - Например, некоторые регионы сделали ставку на свой бренд, и этот бренд им помог. Для нас было сюрпризом, что, например, одна из областей СЗФО, где мед практически не собирают, сумела наладить его экспорт.

    Не обошлось без проблем при внедрении пилотного стандарта в регионах. Например, министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Дмитрий Кусков предложил усилить взаимодействие представительств РЭЦ в регионах и местных администраций, а также компенсировать затраты на участие отечественных предприятий в выставочно-ярмарочной деятельности.

    Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Максим Кисельников остановился на проблеме организации торговых представительств субъектов за границей. По его словам, для многих областей это дополнительная финансовая нагрузка. С ним согласны и представители Псковской области, указавшие на финансовые ограничения бюджетных возможностей региона при реализации проектов торгпредств за рубежом.

    - Нужно предусматривать в бюджетах не менее одной десятой ВРП на поддержку экспорта, в нашем случае это 90 миллионов рублей, - пояснил Кисельников. - Торговые представительства - это дорогая история, и далеко не всем регионам это по карману, поэтому стоит активнее работать с существующими торгпредствами, ведь для чего-то же они нужны. И лучше координировать региональные центры экспорта местными властями, так как сейчас ими занимается федеральная организация РЭЦ.

    Экспортный стандарт еще будет корректироваться, и все ошибки и предложения нынешних регионов-пионеров учтут. В следующем году доработанный стандарт представят в Сочи, и со второго квартала 2018 года его внедрят в остальных регионах, а с регионами-пилотами работать будут уже в другом режиме.

    Комментарий

    Алексей Багаряков, исполнительный директор Стратегического партнерства "Северо-Запад":

    - Должна быть создана площадка, куда регионы округа могли бы направлять свои предложения и замечания по работе с зарубежными партнерами. Сюда входят и проблемы приграничного сотрудничества, и развития малого и среднего бизнеса. Сейчас мы прорабатываем вопрос о безвизовом пребывании бизнесменов на территории России в приграничных областях, надо подумать о такой возможности. Иногда решить вопрос, особенно в малом бизнесе, нужно очень быстро, а из-за визовых процедур он откладывается. Но пока это только проект.

    Поделиться