28.11.2017 16:26
    Поделиться

    "Крымтроллейбус" обвинили в получении "теневой выручки"

    В министерстве транспорта Крыма сообщили, что сегодня средств для легализации выручки ГУП РК "Крымтроллейбус" (КТ) нет и валидаторы (устройства для автоматической проверки проездных документов) покупать не на что. Корреспондент "РГ" решил разобраться, почему власти так и не решили ключевую проблему предприятия, которая тянется еще со времен действия украинского законодательства, и не вывели из тени его доходы.

    Работой некоторых республиканских перевозчиков оказались недовольны в Совмине.

    - Выручка крайне маленькая, - заявил глава РК Сергей Аксенов. - Я буду просить МВД и прокуратуру подключиться. Уверен, что, если установить современные технические системы контроля, выручка вырастет в несколько раз. Минтранс уверяет, что разворовывают до 80 процентов денег.

    После этого заместитель министра транспорта Александр Рыбак сообщил "РГ", что у предприятия нет денег на валидаторы. А водитель, просивший не раскрывать его имени, рассказал, что новое руководство КТ на собрании снова обвинило коллектив в воровстве наличной выручки.

    - План доходов не выполняется, предприятие убыточное, - утверждает Рыбак.

    Фактически перевозка льготников "Крымтроллейбусом" осуществляется бесконтрольно, а их в Крыму больше, чем где-либо в России - 28 категорий. Предприятие получает за них компенсацию. Механизм ее расчета до конца не понятен, так как неизвестно, каким образом вычисляется, сколько перевезено льготников. Учитывая, что и министерство и КТ отказались предоставить подробные финансовые показатели 2017 года (например, доходы от рекламы и от сдачи в аренду каких-либо площадей), сославшись на то, что отчетность засекречена, объективно оценить, насколько ГУП убыточен, невозможно.

    По словам Рыбака, администрация КТ фиксирует недостачу, водителей наказывают дисциплинарно в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Директор предприятия Илья Прокопьев рассказал "РГ", что в 2017 году зафиксировали 54 финансовых нарушения.

    - Главная причина низкой собираемости выручки - массовый безбилетный проезд, - добавил Прокопьев. - В Крыму нет порядка взыскания штрафов за это.

    Действительно ли вина в недостаче выручки лежит на водителях? К их обязанностям ранее пытались пристегнуть дополнительные функции, формируя ежемесячную зарплату в зависимости от выполнения плана продажи билетов. Средняя зарплата на предприятии в 2017 году составила 34 тысячи рублей

    (42 тысячи - у водителей, 14 - у оставшихся немногочисленных кондукторов, 26 - у специалистов и 27 - у ремонтников). Но к концу года эти цифры могут измениться из-за упомянутого плана. Из документов, оказавшихся в распоряжении "РГ", следует, что он в среднем выполняется на 40 - 60 процентов.
    Как рассказал водитель Андрей Черногор, средняя выручка за одну смену составила 3500 рублей (разброс - от 2300 до 4600). Таким образом, при условии, что из 100 симферопольских троллейбусов одновременно каждый день работает хотя бы 60, выручка КТ от билетов только в столице РК должна равняться по грубым подсчетам минимум 130 миллионов рублей в год.

    "Крымтроллейбусу" предстоит выплатить не менее 1,5 миллиарда рублей за 111 новых троллейбусов, приобретенных в лизинг в течение 2016 - 2017 годов, и фактический отказ от попыток изменить ситуацию выглядит странно.

    Сегодня у предприятия есть почти две сотни низкопольных машин, это один из самых современных парков в России. Тем не менее ситуация в КТ близка к критической. В минтрансе признали, что за последние годы предшественники-управленцы уничтожили ремонтные мастерские и учебный комбинат. Водителей не хватает, но желающих работать в нынешних условиях мало.

    Фактически сейчас валидаторы частично используются лишь на двух маршрутах из полутора десятков, да и то в тестовом режиме.

    Более того, предлагаемые минтрансом технические средства все равно не освобождают водителей от кондукторских обязанностей. Установка считывающих устройств не обсуждается, так как для этого нужно выпускать карты оплаты, в том числе социальные. А подвижек в оптимизации категорий льготников, как и монетизации льгот, нет.

    По-прежнему не решена проблема обслуживания подвижного состава сотрудниками за свой счет. За полтора года минтранс РК так и не смог прокомментировать эту ситуацию, только подчеркнул, что необходимые компоненты для парков теперь закупаются. Подшипник, по словам водителей, обходился им в 2500 рублей, заднее стекло - в 9600, лобовое - в 26 тысяч. На руках у них есть чеки, но через бухгалтерию эти расходы не проходят.

    Тем временем глава минтранса Игорь Захаров на последней встрече с журналистами рассказал, что покупка сотни "Мегаполисов" у завода "Тролза" была ошибкой, потому что составленное техническое задание не соответствовало требованиям республики. Водители, по информации "РГ", ранее отмечали, что качество сборки оставляет желать лучшего. Многие водители сами укрепляли салоны герметиком, что хорошо видно на внутренней обшивке машин междугородних линий.

    Захаров сказал, что валидаторы все же появятся в троллейбусах в следующем году: судя по его опыту работы в московском департаменте транспорта, такие серьезные реформы растягиваются на годы. Сколько лет займет реформирование крымского общественного транспорта? "РГ" продолжит следить за ситуацией.

    Справка "РГ"

    "Крымтроллейбус" - старейшее транспортное предприятие Крыма, работающее с 1960-х. Обслуживает самую длинную в мире междугороднюю троллейбусную линию протяженностью 95 километров (57 из них - в горах). Работает в Симферополе, Ялте и Алуште. Перевезло более 5,5 миллиарда пассажиров. В период СССР было прибыльным за счет междугородних перевозок. Именно ради троллейбусной линии грунтовую дорогу из Симферополя в Ялту в 1958 году сделали асфальтовой.

    Поделиться