Спектакль, который представил зрителям Ростовский государственный музыкальный театр в канун своего 20-го сезона, детален и выверен до мельчайшего жеста, движения, оттенка цвета и тембра голоса. Автор проекта режиссер-постановщик Народный артист России Марк Розовский заметно волнуется, несмотря на то, что это более чем двухсотый спектакль в его жизни.
- Я самый счастливый человек - я прожил 200 жизней, - говорит режиссер. - Каждый раз улетаешь в определенный мир, со своими героями, персонажами, мировоззрением, философией. Сейчас я вернулся из Англии XIX века.
Шерлок Холмс - один из самых популярных и любимых литературных героев. Ровно 130 лет назад, в 1887 году британец Артур Конан Дойль опубликовал свой первый детектив, повесть "Этюд в багровых тонах". И с того момента зародилось целое явление под названием "шерлокиана". По числу экранизаций история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне официально попала в Книгу рекордов Гиннесса: более 200 кинофильмов, сериалов, анимационных фильмов с участием сыщика с трубкой, множество театральных спектаклей, десятки компьютерных игр, музеи, памятники… Но - как из криминального чтива создать мюзикл? Совместимы ли детектив и музыкальный театр?
Еще как! Особенно если главным героем, после Холмса, разумеется, становятся пляшущие человечки. Чем, собственно, и обусловлен выбор рассказа, ведь в самом названии зашифрован ключ для музыкальной постановки. "Когда я увидел рисунки - я сразу догадался, что это и есть балет. Оставалось лишь написать либретто", - сказал Марк Григорьевич. Пляшущие человечки практически в каждой сцене. То буквы-каракули, которыми несчастный любовник и чикагский бандит Аб Слени передает свое послание любимой. То силы зла, которые терзают несчастного сэра Хилтона и его супругу Илси.
Художник по свету Ирина Вторникова талантливо использовала все возможности новейшего проекционного лазерного оборудования, заворожив зрителя игрой теней и света, который, к слову, меняется 400 раз за спектакль.
Соавтором проекта Розовский безо всякого преувеличения считает хореографа-постановщика балетмейстера Ольгу Костель, которая слушает и слышит маэстро. Выпускница Минского хореографического училища, получившая великолепное образование в Германии, она продемонстрировала свою хореографическую школу, своеобразную и эффектную. Эти неслышные тени, четкие, как вырезанные из бумаги, с движениями отточенными и филигранными, они дополняют диалоги мастера дедукции и доктора, которые, впрочем, тоже отнюдь не перегружают пространство. Самого Шерлока Холмса играет Геннадий Верхогляд, чей голос потрясающ и в коротких репликах, и в ариях, и он, конечно же, вылитый Холмс - с его многозначительным молчанием, английским юмором и куражом.
И еще одна деталь, немаловажная для этого театра - музыка. Ростовский композитор Игорь Левин писал музыку с необыкновенным азартом, смешав латино и самбу, хоровые напевы и канкан.