Помимо прочего документ проясняет, как выявлять и привлекать при банкротстве теневых руководителей фирм. Как пояснил судья-докладчик, председатель судебного состава Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда России Иван Разумов, в проекте предлагается применять механизмы, аналогичные сделке со следствием. Номинальные руководители - эдакие зиц-председатели Фунты - смогут выдавать своих тайных боссов. В таком случае, тем, кто является подставным лицом, не придется платить по чужим счетам.
"Наверное, главное, что в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" вводится, по сути, аналог сделки со следствием, когда для того, чтобы номинальному руководителю освободиться от ответственности, необходимо сообщить информацию о фактическом теневом директоре, об активах, принадлежащих этому теневому директору, его действиях, которые привели к банкротству", - отметил Разумов.
Если установление фактического владельца приведет к восстановлению прав кредиторов, объем ответственности номинального руководителя перед кредиторами снизится. По закону фактический руководитель компании, находящейся в процессе банкротства, должен нести такую же ответственность, как и номинальный. Проект отмечает, что "необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия".
Документ отправлен на доработку в редакционную комиссию. Кроме того, пленум Верховного суда России утвердил постановление, разъясняющее правила трудоустройства после отставки экс-чиновников. В течение двух лет после отставки чиновники, чьи должности попадают в специальный перечень, обязаны сообщать в свое бывшее ведомство о новом месте работы. Иначе новому работодателю придется заплатить штраф.
"Подобная мера направлена на предотвращение коррупции. Например, чтобы чиновник не создавал протекции какой-либо организации в обмен на трудоустройство и высокую зарплату после отставки, - пояснил "РГ" заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Денис Паньшин. - С другой стороны, необходимо выработать разумный баланс, чтобы успешная государственная служба не приводила к запрету на профессию для хорошего специалиста. Опыт и знания бывшего чиновника вполне могут быть востребованы в бизнесе. Но система трудоустройства должна быть прозрачной. Поэтому и предусмотрены штрафы именно за неинформирование комиссий, а не за сам факт трудоустройства. Каждый случай надо внимательно разбирать. Постановление пленума Верховного суда России поможет в выработке единой практики в данном вопросе".