В преддверии Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы, которое пройдет в Москве 30 ноября, начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов рассказал "РГ" о последних новациях в работе института строительной экспертизы.
Игорь Евгеньевич, как бы вы описали задачи и цели работы института государственной экспертизы в России? И какова сфера деятельности Главгосэкспертизы?
Игорь Манылов: Институт строительной экспертизы основан еще в дореволюционной России. Но сегодня, как и всегда, эксперты выполняют две основные функции: проверяют проектную документацию для оценки соответствия всем установленным требованиям и оценивают стоимость проектов. Строительство и последующая эксплуатация объекта связаны с большим количеством рисков: экономических, технических, физических. От того, насколько качественно он спроектирован, зависит прежде всего жизнь и здоровье людей. фото2 Именно в сфере ответственности экспертов находится и вопрос обеспечения эффективности инвестиций в капитальные вложения. Конечно, мы рассматриваем не все проекты. Главгосэкспертиза в общей структуре института строительной экспертизы занимает особое место: наши эксперты проводят экспертизу особо опасных, сложных и уникальных объектов, а также тех, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
Как бы вы оценили качество проектов, которые поступают на экспертизу?
Игорь Манылов: За год организации государственной экспертизы эксперты Главгосэкспертизы России выдают более 50 тысяч заключений. И случаев, когда проект без замечаний получил положительное заключение, практически не бывает. В целом около 80 процентов проектов, которые поступают на рассмотрение государственных экспертов, нуждаются в доработке, по итогам которой проект все-таки получает положительное заключение. Цифра отрицательных заключений зависит от региональной и объектовой специфики и колеблется от 10 до 20 процентов, и это происходит уже на протяжении нескольких лет. Экспертное сообщество давно обеспокоено падением уровня проектирования в стране. Мы проводим и свою работу по повышению качества подготовки проектной документации, и предлагаем какие-то решения для регулятора.
Так, к примеру, сейчас по инициативе Минстроя России создан реестр проектировщиков, проверяется их квалификация, и это хорошо, но недостаточно. Экспертное сообщество полагает, что необходимо повышать роль главного инженера проекта, компетенции и участие которого в последнее время значительно недооценены. Надо усиливать ответственность проектировщиков. Эксперты предлагают учитывать результаты работы: если проектная организация систематически получает в экспертизе отрицательные заключения, это должно стать поводом для дополнительной оценки квалификации работающих в ней проектировщиков, вплоть до введения определенных ограничений. Тем более что эта информация доступна. Кроме того, повысить качество проектирования позволит отказ от практики, когда работа экспертов с проектом начинается уже на финальной стадии. Восстановление - в модернизированном виде - предпроектной стадии работы экспертов с будущим проектом создаст основу повышения качества исходных данных для проектирования и точности бюджетного планирования.
Что для этого нужно сделать?
Игорь Манылов: В мае 2017 года правительство утвердило положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов одновременно на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию. Проработка основных проектных решений, определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства и подготовка проекта задания на проектирование будут осуществляться именно в рамках института обоснования инвестиций. Аудит обоснования будут проводить экспертные организации. Но в постановлении речь идет только о так называемых единых контрактах. Насколько мне известно, этот подход будет распространен и на остальные случаи.
Сейчас много говорят о необходимости Единого реестра экспертных заключений. Но зачем отрасли нужен такой реестр?
Игорь Манылов: Сегодня на разработку проектной документации тратятся значительные средства. При этом зачастую проекты с аналогичными характеристиками создаются многократно, проектировщик с нуля делает работу, которую до него делали десятки раз, и даже в этом случаи стоимостные показатели разнятся. Чтобы оптимизировать этот процесс, нужно создать возможность повторного использования уже реализованного проекта при условии привязки его к конкретному месту размещения и новым требованиям, если законодательство изменилось. Если коротко, то ЕГРЗ - тот информационный ресурс, который позволяет найти аналог со всеми его техническими решениями и обоснованием его сметной стоимости. Реестр нужен и для госзаказчиков - в нем будет содержаться консолидированная информация об экономически эффективной проектной документации повторного применения, подлежащей обязательному использованию. Если нужно, к примеру, построить на бюджетные средства школу, а в реестре уже есть проект с аналогичными параметрами, признанный Минстроем России экономически эффективным, заказчик обязан будет использовать именно его. Кроме того, создание базы данных о проектах-аналогах позволит оценивать эффективность инвестиционных проектов. Реестр важен для всей системы государственного управления: он позволит получить информацию обо всех капитальных вложениях - сколько бюджетных денег и на какие объекты тратится. ЕГРЗ будет полезен и для ученых, и для практиков, он создаст возможности для анализа актуальных отраслевых тенденций. Это и контроль за работой экспертов, деятельность которых становится открытой. И это далеко не все возможности, которые получит отрасль и государство в результате внедрения и наполнения реестра.
Очевидно, что для реализации всех этих задач нужна какая-то информационная система. Когда она будет создана?
Игорь Манылов: Такая государственная информационная система сейчас создается: в настоящий момент уже проводится ее тестирование, опытная эксплуатация и подготовка к вводу в промышленную. С января 2018 года начнется наполнение реестра. Учитывая те сжатые сроки, в которые идет создание системы, было принято решение, что организации государственной и негосударственной экспертизы примут участие в тестовых испытаниях. Несмотря на некоторые естественные на этом этапе трудности, испытания уже дают неплохие результаты: наши специалисты и разработчики системы оперативно прорабатывают и снимают возникающие вопросы, а экспертные организации готовятся к работе в новых условиях.