Правила землепользования и застройки были приняты восемь месяцев назад. С того момента любая градостроительная деятельность в Москве, включая строительство и реконструкцию зданий и сооружений, может осуществляться только в рамках утвержденных ими параметров. Именно этот документ дает ответ на следующие вопросы: разрешено ли строить в этой зоне, что можно строить, каковы максимальные параметры строительства.
ПЗЗ состоят из общей и территориальной частей. Первая оформлена в виде текстовых материалов и включает положения о порядке применения правил и внесения в них изменений. Вторая представляет собой текстовые и графические материалы, включает градостроительные регламенты и карты градостроительного зонирования территории Москвы.
Если необходимо реализовать градостроительный проект, параметры которого не соответствуют ПЗЗ, придется предварительно пройти процедуру внесения изменений в документ. Заявку на внесение изменений могут подавать федеральные власти, органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления и депутаты всех уровней, в инициативном порядке - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Для внесения изменений в ПЗЗ необходимо направить соответствующее заявление в адрес Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы, которая рассматривает его в течение 30 дней. По результатам она готовит заключение на внесение изменений и направляет его в Москомархитектуру. Получив его, мы в течение следующих 30 дней либо принимаем решение внести изменения, либо отказываем. По итогам рассмотрения заявителю в обязательном порядке направляется уведомление о принятом решении. Если принято положительное решение, мы готовим проект внесения изменений в ПЗЗ и направляем его в Окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки для проведения публичных слушаний. По результатам публичных слушаний готовится проект постановления о внесении изменений в ПЗЗ, который выносится на рассмотрение правительства Москвы. Если во время публичных слушаний поступили многочисленные замечания жителей, вопрос повторно выносится на рассмотрение Городской комиссии.
С момента принятия Правил землепользования и застройки мы получили 779 заявлений на внесение изменений. Из них на заседаниях комиссии рассмотрено 531 обращение, в отношении 345 принято положительное решение, и материалы будут направлены на публичные слушания, а в отношении 177 обращений отказано. Чтобы упростить подачу заявления, мы разработали Административный регламент по внесению изменений в ПЗЗ. В нем четко прописан порядок подачи заявления, сроки рассмотрения, основания к отказу и какие документы необходимо приложить к заявлению, в зависимости от цели внесения изменений в ПЗЗ. Утвердить его планируется к концу этого года. С момента принятия регламента заявления физических, юридических лиц и ИП будут подаваться через портал Госуслуг. Достаточно будет завести свой личный кабинет, заполнить заявление и отправить его, предварительно подписав с помощью электронно-цифровой подписи.
Заявления делятся на три группы в зависимости от цели внесения изменений в ПЗЗ. Первая группа - это внесение изменений в параметры застройки или изменение вида разрешенного использования. Например, разрешено строительство склада, а возникла необходимость строительства офиса. Для этой группы заявлений в административном регламенте четко определен перечень документов, который нужно приложить к заявлению. Вторая группа - это заявления о корректировке границ зон с особыми условиями. Например, ранее на территории размещалось производство, его вывели и территорию реорганизовали. Дальнейшее использование территории предусмотрено под общественные функции, но санитарно-защитная зона, установленная ранее от производства, осталась в ПЗЗ, и ее нужно скорректировать. К этой группе заявлений тоже должны быть приложены дополнительные документы. Третья группа - заявления на получение разрешений на индивидуальную жилую застройку в Новой Москве. В этом случае дополнительные документы не нужны.
Документация по планировке территорий включает проект планировки, проект межевания. Отмечу, что градостроительный план земельного участка исключен из перечня документации по планировке территорий с 1 июля 2017 года, теперь это просто информационная справка. На законодательном уровне срок действия градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) установлен на три года. Хочу обратить внимание, что все ГПЗУ, выданные до января 2017 года (даже если они были получены в 2012, 2015, 2016 годах) будут действовать в течение трех лет, начиная с 1 января 2017 года. Этот срок нужен для того, чтобы застройщик мог реализовать свое право на строительство и получить разрешение на стройку. Причем ГПЗУ, выданные до 1 января 2017 года, имеют преимущественное право перед параметрами, которые установлены в ПЗЗ. Это очень важно, потому что часто возникают ситуации, когда параметры в этих документах отличаются. Люди, увидев это, идут за новым ГПЗУ, но этого не требуется. Если же разрешение за отведенные три года не будет получено, срок действия ГПЗУ прекратится.
Проекты планировки территорий (ППТ) должны соответствовать ПЗЗ. Правила были приняты недавно, поэтому сейчас переходный период. Некоторые проекты планировок под развитие территории уже прошли публичные слушания, а в ПЗЗ объем застройки не предусмотрен. В этом случае материалы по внесению изменений в ПЗЗ догоняют проекты планировки и сейчас проходят публичные слушания. Чтобы исключить такие случаи, сегодня публичные слушания по проекту планировки и по проекту внесения изменений в ПЗЗ в отношении одной и той же территории проходят одновременно. Это необходимо для соблюдения градостроительного законодательства в части того, что ППТ должны соответствовать ПЗЗ и утверждаться после внесения изменений в ПЗЗ.
Когда мы принимаем решение о разработке проекта планировки, мы одновременно принимаем решение и о внесении изменений в ПЗЗ. Чтобы и проект планировки, и проект межевания обязательно соответствовали этим правилам.