29.11.2017 20:37
    Поделиться

    КС освободил от уплаты НДС установщиков заграждений в морских портах

    Конституционный суд РФ запретил налоговикам уклоняться от письменных разъяснений по вопросам, которые могут повлиять на исчисление суммы платежа налогоплательщика. Такой вопрос рассматривался по жалобе АО "Флот Новороссийского морского торгового порта".

    Компания "Флот НМТП" занималась установкой и снятием боновых ограждений, необходимых для защиты акватории порта от разлива нефтепродуктов. Он возможен при погрузке топлива на суда. По статье 149 Налогового кодекса деятельность по обслуживанию судов в морских портах освобождается от уплаты НДС, и в отношении АО "Флот НМТП" эти положения применялись более 10 лет.

    Однако в 2016 году налоговые органы начислили компании НДС с уплатой пени и штрафов на общую сумму более семи миллионов рублей. Основание - к деятельности по обслуживанию судов в период стоянки в портах услуги по бонированию не включены. А еще с АО "Флот НМТП" попытались взыскать НДС и штрафы за прошлое.

    Оспорить это решение в судах общей юрисдикции не удалось, так как существует позиция Верховного суда РФ по аналогичному делу по заявлению ЗАО "Таманьнефтегаз", разрешенному в пользу налогового органа.

    По мнению новороссийских портовых работников, формулировка об освобождении от налогов "работ по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного плавания в период стоянки" носит слишком неопределенный характер, что приводит к ее произвольному толкованию.

    КС РФ не нашел в оспоренной статье противоречий с Конституцией РФ. Однако счел необходимым напомнить, что "не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права", вследствие которого ухудшается положение добросовестного налогоплательщика. Таким образом, работа буксиров по установке и снятию боновых ограждений не может облагаться НДС, "когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от уплаты данного налога".

    Что касается отказа налоговых органов, а затем и судов принимать во внимание разъяснения Министерства транспорта РФ, которые были даны в деле АО "Флот НМТП" по поручению минфина (в ведении которого и находится налоговая служба), то такого права российское законодательство им просто не дает.

    - Иное приводило бы к недопустимому игнорированию лежащего в основе организации налоговых правоотношений принципа баланса частных и публичных интересов, - сказано в решении КС РФ, - поскольку позволяло бы возлагать на налогоплательщика, недобросовестное поведение которого не доказано, чрезмерное бремя негативных последствий.

    Поделиться