"Катя упала, начала задыхаться от сильной боли в спине. Но учитель физкультуры подошел, только когда его позвали одноклассники. Поднял Катю, отвел в пустой класс и посадил на стул. А при таких симптомах травмы позвоночника категорически запрещается сидеть, следовало положить ребенка на спину. И он, учитель, должен был это знать!" - написала в гневном письме в "РГ" Светлана Глинских, бабушка десятилетней Кати из Екатеринбурга.
По словам Светланы, квалифицированной медицинской помощи ее внучка ждала более полутора часов. После того как попала в больничную палату, врачи поставили диагноз "компрессионный перелом позвоночника в трех местах". Девочке пришлось неделями лежать неподвижно, а затем пройти длительную реабилитацию, чтобы вернуться к нормальной жизни. Но вместо извинений родители школьницы и бабушка услышали от директора школы и педагогов лишь обвинения в неправильном воспитании ребенка.
Самое ужасное, что эта история неуникальна. Около месяца назад ЧП на уроке физкультуры едва ли не "под копирку" повторилось в Чите. Ученица третьего класса, выполняя упражнение "кувырок", почувствовала хруст и боль в спине. На жалобу девочки учитель не обратил особого внимания, заметив, что двойку ей не поставит, и отправил одну домой. Врачей экстренно вызвали примчавшиеся с работы родители. Диагноз - компрессионный перелом позвоночника. После обращения мамы в комитете образования города собрали экспертную комиссию, которая не нашла в том, как повел себя физрук, никаких нарушений. Доводы: упражнение есть в учебном плане, а действия учителя в экстренных ситуациях никакими документами не регламентируются.
Что входит в обязанности тренера, в Нижнем Тагиле выясняют следователи СК. В начале октября в местном бассейне Дворца водного спорта утонул первоклассник. Родители семилетнего Вадима до сих пор в шоке, ведь сын хорошо плавал и прошел полноценную медкомиссию перед поступлением в первый класс.
- Вадим занимается плаванием с 5 лет. Его заметили тренеры и позвали в профессиональную секцию. К тому же спорт нравился сынишке, он успел получить золотой значок ГТО, а в группу его пригласил уважаемый тренер, - говорит отец погибшего.
В ту роковую тренировку 16 подопечных тренера высшей категории Андрея Бондарева отрабатывали в бассейне технику плавания кролем. Техника сложная: голова пловца долго находится под водой, поэтому ребятишкам, чтобы они научились регулировать ритм дыхания, выдали трубки. По рассказам очевидцев, Вадим плыл по своей дорожке и внезапно исчез. То, что мальчик уже лежит на дне, заметил один из подростков. Он нырнул и поднял его. Тренер пытался откачать ребенка. По словам мальчишек, Вадим даже приоткрыл веки, но дыхание не восстановилось. Прибывшая реанимационная бригада не смогла запустить сердце мальчика.
Уголовное дело возбуждено по статье 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, повлекшие по неосторожности смерть человека". Следователи до сих пор воздерживаются от комментариев, указывая лишь, что предварительная причина смерти - асфиксия. Официальные результаты судмедэкспертизы также не оглашаются. Но, как сообщили СМИ в управлении по развитию спорта Нижнего Тагила, у Вадима была бронхиальная астма и он состоял на учете в детской больнице. С 2014 года врачи не фиксировали приступы, поэтому мальчика допустили к занятиям плаванием. Соответствующая справка есть в СДЮСШОР "Спутник". Врача, который мог бы оценить потенциальные нагрузки на организм ребенка, имевшего проблемы с дыханием, в спортшколе не было. Почти десять лет назад ставку медработника сократили. Ценой экономии стала жизнь. Сейчас в мэрии поднят вопрос о возвращении медиков в штатное расписание детских спортивных учреждений.
Трагедию и ее причины активно обсуждают в соцсетях. Масла в огонь подлило сообщение, что группа родителей написала петицию в защиту тренера погибшего мальчика. "Посмотреть бы в глаза тем людям, что подпишут эту бумагу. Особенно родителям, которые после случившегося доверят тренеру своих детей!" - пишут одни. Другие настаивают: "Он же не убийца-рецидивист! Мы сами, родители, во многом виноваты: пытаемся устроить детей в лучшую секцию, скрываем серьезные заболевания. Уговариваем, ведь мой ребенок должен быть первым!".
Но, как бы ни были горячи споры, почти все согласны, что наказание отдельных педагогов ничего не даст. Необходимо менять систему организации детских спортивных занятий как в секциях, так и в школах.
- Мы поднимаем эту проблему уже несколько лет, после того как в одной из гимназий на уроке физкультуры от сердечного приступа умерла 12-летняя Эльмира. Девочке после круговой пробежки стало плохо. На глазах у всех она упала, долго задыхалась, теряла сознание, но никто из учителей не смог оказать ей хоть какую-то помощь, а медработника в школе не было, - рассказал корреспонденту "РГ" Евгений Жабреев, руководитель "Уральского родительского комитета".
Общественник признает, что после этого ЧП министерство образования зашевелилось: в школах начали открывать и оборудовать медицинские кабинеты. Но врачей все равно не хватает, да и ставки мизерные. Чтобы иметь приличную зарплату, медик обслуживает сразу несколько школ по "скользящему" графику. И никто не гарантирует, что он окажется в нужном месте в нужный момент. А стандарты спортивной подготовки школьников все больше усложняются, поэтому контроль за здоровьем детей должен быть неусыпным.
В некоторых уральских школах рискнули ввести новую дисциплину - уроки самбо. Молодой физрук из поселка Нижнее Дуброво Михаил Яковлев - один из новаторов. Ребятня возможность побороться на татами восприняла на ура, да и родители были не против. Сам Михаил уверен: приемы самообороны помогут ученикам не только защищаться, но и падать без травм.
- Я уже несколько лет веду школьную секцию самбо. Перед тем как принять ребенка, помимо традиционной справки о здоровье, обязательно требую кардиограмму с выводами врача. Кроме того, жизнь и здоровье ребят страхуются. Правда, страховка распространяется только на соревнования, но все равно это дополнительная гарантия. Что касается уроков, здесь мне приходится верить запискам родителей о состоянии здоровья ребенка и рассчитывать на свой профессионализм в случае ЧП, - говорит Михаил.
Спасать учеников ему, если честно, приходилось. На уроках дети дважды травмировались, да так, что Михаил останавливал кровотечение, накладывал шину. Как утверждает Яковлев, курсы по оказанию экстренной помощи он, как и все учителя физкультуры, проходит ежегодно.
Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области:
- Я полагаю, в теории все педагоги знают, как делать искусственное дыхание и массаж сердца. Обучение правилам оказания первой помощи - процедура обязательная. Другое дело, что все полученные знания мигом вылетают из головы, когда возникает экстренная ситуация и рядом с ребенком оказывается беспомощный, неподготовленный взрослый.
Большинство педагогов откровенно признают: пока обучение действиям в чрезвычайной ситуации больше походит на ликбез для галочки, при том что региональные центры МЧС уже давно имеют необходимое оборудование, в частности, манекены, на которых отрабатываются навыки "возвращения к жизни". В Екатеринбурге, к примеру, так готовят волонтеров к ЧМ-2018 по футболу. Уроки не бесплатные. На эти проекты из бюджета выделяют гранты в миллионы рублей. Так почему же педагоги остаются в стороне?
Вопрос до сих пор риторический. Необходимость программ, которые помогут вывести школы из зоны риска, признают и в регионах, и в федеральных министерствах. Правда, пока все ограничивается написанием приказов и составлением планов, а также подсчетом погибших и пострадавших детей.
Между тем
В Свердловской области действует всероссийский проект "Научись спасать жизнь!". Недавно в МЧС сертификаты об окончании курса "Первая помощь" получили 80 преподавателей и мастеров профессионального обучения со всего УрФО. Спасатели познакомили слушателей с передовыми наработками в проведении сердечно-легочной реанимации и помощи при закупорке дыхательных путей, научили современным способам остановки кровотечения, наложения жгута, повязок и шин.
Сайт проекта "Научись спасать жизнь!"