- По нашему мнению, нуждается в серьезной доработке Конвенция Совета Европы 2001 года о преступности в сфере компьютерной информации. Этот акт, который является единственным специализированным документом международного характера в рассматриваемой сфере, устарел и не содержит весь известный на сегодняшний день объем компьютерных преступлений, - сказал Чайка, выступая в Петербурге на 15-м заседании генпрокуроров государств-членов ШОС.
Он отметил, что в Конвенции имеется ряд спорных положений, препятствующих ее ратификации многими государствами, в том числе и Россией. В частности, речь идет о закрепленной в 32-й статье норме, в соответствии с которой иностранные государственные структуры получают неограниченный доступ к компьютерным данным, находящимся на территории суверенных государств, без их согласия. Таким образом, отметил Генпрокурор РФ, международно-правовая база по борьбе с киберпреступностью имеет недостатки, и международным правом не охвачена актуальная угроза хакерских атак.
- Убежден, что в сложившихся условиях необходимо разработать под эгидой Организации Объединенных Наций новый правовой акт. Он должен регулировать порядок взаимодействия государств по борьбе с киберпреступностью и отвечать современным реалиям. Со своей стороны мы готовы представить конкретные предложения, основанные на накопленном опыте противодействия угрозам в сфере информационных технологий, - добавил Чайка.
Так, например, он рассказал коллегам по ШОС, что Генпрокуратура уделяет особое внимание пресечению фактов использования интернета в целях пропаганды экстремизма, подготовки террористических акций, вербовки новых членов запрещенных организаций. Для этого ведомство наделено правом на внесудебную блокировку сайтов с противоправной информацией.
- С момента введения указанной нормы в феврале 2014 года по инициативе Генеральной прокуратуры заблокировано более 3 тысяч интернет-страниц, с 50 тысяч ресурсов удалена противоправная информация, - сказал Чайка. Ранее на 27-м заседании Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков отметил, что в России работа по противодействию распространению радикальных идей в Интернете стала более эффективной после предоставления Генпрокуратуре права внесудебного блокирования сайтов.
Для борьбы с распространением противоправной информации прокурорами используется также судебный порядок. По заявлениям прокуроров на основании решений судов удаляются материалы о тактике ведения диверсионной деятельности, способах изготовления и применения взрывных устройств, оружия и другие. Кроме того, как сообщил генпрокурор, с 1 января 2018 года вступают в силу изменения, устанавливающие уголовную ответственность за неправомерный доступ к критической информационной структуре РФ, системам управления технологическими процессами в атомной и химической промышленности, энергетике и оборонно-промышленного комплексе. С этого же момента вводится запрет на анонимное использование мобильных мессенджеров.