Сэлинджер прожил долгую жизнь - 91 год - и все это время запрещал экранизировать свой роман. Скорее всего, это одна из причин того, что она до сих пор продается огромными тиражами. Зато художественный фильм-байопик о Сэлинджере никто не помешал снимать режиссеру Дэнни Стронгу, которого зритель знает как сценариста ("Голодные игры: Сойка-пересмешница"), актера (сериалы "Анатомия страсти", "Миллиарды"). И никто не мешал писателю Кеннету Славенски писать биографию "Дж. Д. Сэлинджер. Человек, идущий через рожь". Стронг приобрел на нее права, стал соавтором сценария фильма "За пропастью во ржи" (в прокате с 7 декабря) и попытался донести до кинозрителя, что же творилось в голове у знаменитого писателя, подарившего миру подростка по имени Холден Колфилд.
Кто из нас чувствовал себя таким подростком, героем романа "Над пропастью во ржи"? Почти все, кто его прочитал, независимо от пола. Но как пришла в голову Сэлинджеру эта книга? И насколько Колфилд - он сам?
Если вы устали от намерения кинематографа привлечь и развлечь, самое время пойти на эту неторопливую картину. Она притягательна, прежде всего, потому, что прекрасно стилизована под тридцатые годы прошлого века. Это перемещение в другой мир, в котором писатель долго думает над своим стилем, голосом и словом, дает отдохнуть от нашего времени, когда стучать по клавишам начал каждый.
Сэлинджера играет Николас Холт. Порой может показаться, что ему не хватает глубины. Зато он - красавчик и способен привлечь аудиторию. Да еще и в дуэте с Кэвином Спейси, который играет наставника молодого писателя и отлично соответствует этой роли - без всякого сарказма. Сейчас, когда сцены с участием Спейси из-за разразившегося вокруг него скандала вырезают из некоторых картин, фильм о Сэлинджере - одна из возможностей запомнить, насколько он хороший актер.
Также в картине снялись две изумительные актрисы Зои Дойч и Сара Полсон. Первая в роли Уны О'Нил - любимой Сэлинджера и последней жены Чарли Чаплина - они прожили 34 года и родили восьмерых детей. Вторая - в роли литагента Сэлинджера, которая выделяла его, любила и принимала таким, какой он есть.
Писатель, который чуть не сошел с ума от мирной семейной жизни и войны, который не разрешал вносить правки в свои тексты даже ради гарантии престижной публикации. Ребенок и параноик в одном лице. Невротик и сильный духом затворник, способный на долгие медитации. Представитель золотого века американской прозы... Мы мало знаем о нем, на самом деле. Вот почему погружение в это кино напоминает чтение романа, хотя сам герой картины сказал, что Голливуд - это место, где снимают фильмы для тех, кто ленится читать книги. Мы не ленимся. Мы просто теперь читаем книги таким способом.
Сэлинджер говорит о себе, как о человеке, который не умел в жизни ничего больше, как быть писателем. От этого страдали его отношения с окружающими - он не мог быть ни сыном, ни отцом, ни любящим мужем, ни даже просто коллегой. Сейчас бы про него сказали - социопат. Он действительно отгораживался от людей, потому что общение приносило ему почти физическую боль. Лучшими людьми в мире он считал детей и подростков, потому что они еще не испорченны реальностью.
И, конечно же, картина не могла обойтись без слов из его знаменитого романа о подростке, посвященных детям: "Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак…".
…Когда 27 января 2010 года Сэлинджера не стало, многие и не подозревали, что он все еще жил.