"Атлантида": с ночи до зари лезут земноводные люди-дикари
Но однажды на тот остров приплывает молодой человек - служить на метеорологической станции. И… ничего не меняется. Кроме того, что теперь они на пару с Грюнером отстреливают орды злых антропоморфных жаб, в перерывах выясняя отношения между собой.
Существует такая старая веселая компьютерная игра - Crimsonland называется, аркадный шутер с видом от третьего лица, сверху. В ней на игрока из-за всех сторон экрана волнами наступают монстры, а он их должен истреблять. Есть там еще бесконечный режим, когда победить нельзя, а цель состоит в том, чтобы перед неминуемым game over'ом набрать побольше очков. Фильм "Атлантида" очень похожа на экранизацию этого режима. Хотя является экранизацией книги каталонского писателя Альберта Пиньоля Санчеса "Холодная кожа".
"Атлантида" тоже, по сути, не имеет конца. Формально, то есть, имеет, конечно. Титры и все такое присутствуют. Но заканчивается тем же, с чего начинается. Почти как у Блока. Ночь, остров, полчища, маяк. Бессмысленный и тусклый свет. (Буквально бессмысленный причем - утверждается, что корабли в те края обычно не забредают). И начала, соответственно, нет, за исключением, опять же, формального, привязанного к конкретной дате - 1914 году. Неспроста, очевидно, привязанного. Намекается, что о войне кино. Где-то одна война идет, здесь другая разворачивается, а все одно. Нехорошо это, когда война. Людей калечит, а также людей-амфибий. Которые - суть символ.
Символ чего - правда, трудно понять. Они определенно наделены сознанием, но на каком оно уровне - неизвестно. Украшения носят - значит, что-то у них в голове варится. Но как устроено общество разумных земноводных, чем им одинокий бородач на маяке не угодил, зачем с ним их самка сожительствует - все это покрыто непроницаемым туманом загадки. Тем же туманом покрыты и личности "оккупантов". "От чего ты бежишь?" - спрашивает у юного метеоролога и будущей грозы аборигенов капитан доставляющего его к месту работы корабля. Нет ответа. Какого черта Грюнер годами сражается с много превосходящим по численности противником, когда давно мог сбежать или доложить куда надо? Аналогично.
Если по форме "Атлантида" - это перенесенная на экран survival-стрелялка, то по содержанию - "Война с саламандрами" Карела Чапека, трактованная в лоб и утрамбованная в вышеозначенную форму. Чересчур схематично для претензии на серьезное высказывание в жанре фантастики и слишком серьезно, чтобы восприниматься как необременительная забава. Как лягушачьи лапки - ни рыба ни мясо.
2.5