Двое из менеджеров - Бруно Пешо и Фредерик Жобуа - с 2008-го по 2014 год руководили сирийским филиалом Lafarge, в ту пору французской компанией, еще не слившейся со швейцарской Holcim. Третий, Жан-Клод Вейяр, возглавлял отдел по обеспечению безопасности и курировал из Парижа все, что происходило за пределами Франции.
В частности, цементный завод, который Lafarge в 2007 году приобрел в Сирии, естественно, не предполагая, какие трагические события там развернутся через несколько лет. В предприятие, расположенное на северо-востоке страны в городе Джалабия, было вложено порядка 600 миллионов евро, и оно превратилось в чуть ли не крупнейшее в своей области на Ближнем Востоке.
Когда в Сирии разразилась гражданская война, завод охраняли сначала подразделения правительственной армии, а после отряды милиции сирийских курдов. В 2013 году Джалабия и ряд прилегающих районов были заняты джихадистами, в том числе из "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Ред.). Однако завод продолжал функционировать, хотя в замедленном ритме, и приносить компании прибыль, учитывая, что на тот момент цена на цемент в регионе выросла в два раза.
Именно тогда, чтобы работа не прекращалась, представители Lafarge связались с ИГ. По утверждению Ассоциации по защите прав пострадавших от экономических преступлений (Sherpa) именно она подала иск во французскую прокуратуру, что привело к началу нынешнего расследования, Lafarge заключил сделку с джихадистами. Сделка предполагала выплату крупных сумм. Речь шла, по данным газеты "Монд", о сотнях тысяч евро, немалая часть которых попадала в руки главарей ИГ.
Со своей стороны, те обеспечивали беспрепятственную транспортировку продукции и свободное передвижение персонала завода по дорогам, которые находились под контролем боевиков. Более того, выяснилось, что сирийский филиал Lafarge покупал нефть у местных посредников, которые, в свою очередь, получали ее у "Исламского государства".
На этом основании ассоциация Sherpa обвинила компанию в "финансировании терроризма" и в "соучастии в преступлениях против человечности".
Оказавшись под огнем жесткой критики, руководство Lafarge весной этого года провело внутреннее расследование и было вынуждено признать, что действительно "отстегивало" евро и доллары вооруженным группировкам в Сирии. В сентябре, когда следователи вплотную занялись этим резонансным делом, было опубликовано официальное коммюнике, где "высказывается сожаление" по поводу "недопустимых ошибок, совершенных в Сирии".
Судя по всему, арестом троицы топ-менеджеров, непосредственно замешанных в этом громком скандале, дело не обойдется. Здесь не исключают, что список подследственных может в ближайшей перспективе разрастись.