И точно так же глупо, как и у нас в подобных случаях, засекречивают фамилии членов экипажа, как будто через день-другой они не станут известны всему миру. Так оно и вышло: три дня назад в Интернете в аргентинских соцсетях обнародованы не только фамилии моряков "Сан Хуана", но и их фотографии.
Неотступные, настырные вопросы: где лежит лодка и что с ней произошло? И снова версии, версии, версии... Все, как с "Курском", - поначалу версия N 1: столкновение с миной времен Великой Отечественной войны.
Мог ли "Сан Хуан" столкнуться с миной, выставленной англичанами в ходе войны за Фолкленды? Теоретически мог. Англичане действительно выставляли минные поля на подходе к Фолклендским островам в 1982 году, и не только. Спустя почти сорок лет океанские штормы могли вынести мину на маршрут "Сан Хуана". Вот и самая простая разгадка взрыва, который был отмечен береговыми гидроакустическими станциями в районе последнего сеанса связи с исчезнувшей субмарины.
"Была получена информация о том, что произошло аномальное, одиночное, короткое, мощное явление неядерного характера, сообразное взрыву".
Но, думается, все намного сложнее. Во-первых, взорваться могла не только мина. И хотя на борту подводной лодки не было торпед (она совершала чисто "деловой" межбазовый переход), в ее отсеках была мощная аккумуляторная батарея. А она становится миной при одном довольно банальном условии - забывчивости вахтенных электриков, которые обязаны вентилировать аккумуляторные ямы денно и нощно. В аккумуляторных ямах в два яруса стоят десятки баков, наполненных серной кислотой, в которую погружены электроды. В них заключена подводная сила корабля, его ходовая энергия, тепло, свет.
Но в этом же подполье обитает и гремучий дух-разрушитель - водород. 1/25 часть его в воздухе рождает взрывоопасную газовую смесь. Батареи постоянно выделяют водород, и следить за периодической вентиляцией их, как заведено еще со времен Первой мировой войны, - это недреманная обязанность вахтенного офицера - в море, дежурного по кораблю - в базе. В надводном положении вентиляция аккумуляторных ям идет в атмосферу, а в подводном положении выделяющийся водород сжигается в специальных приборах-"печках".
Аккумуляторные ямы размещены по разным отсекам, обычно жилым. Но на "Курске", например, аккумуляторная яма была расположена в носовом торпедном отсеке. Поэтому некоторые эксперты считают, что вероятный взрыв "гремучего газа" в ней повлек детонацию стеллажных торпед.
Взрыв аккумуляторного водорода, да еще в замкнутом пространстве не оставляет - страшная вещь - ничего живого в аварийном отсеке. Погибают и люди, и корабельные крысы, которые чаще всего обитают именно в аккумуляторных ямах. Конструкторы "Сан Хуана" в погоне за максимальной подводной скоростью субмарины удвоили аккумуляторную батарею, а значит, удвоился и выход водорода, удвоился риск его взрыва.
Известно, что аргентинская лодка была уже в преклонных годах. Возможно, и аккумуляторная батарея была не нова. Смена аккумуляторной батареи на ПЛ - дело весьма дорогостоящее. В 90-е годы у нас на Черноморском флоте для того, чтобы поставить на подводную лодку (единственную тогда в этом регионе российскую субмарину), понадобилась добрая воля и средства алмазной компании "Алроса", после чего лодка получила название "Алроса". Нашлась ли такая компания в Аргентине, чтобы вовремя сменить аккумуляторную батарею? Судя по тому, что командир корабля Педро Фернандес доносил по радио о проблемах с электросистемами, подобные благотворители не нашлись. Вот несколько сообщений аргентинской прессы по этой версии:
"В момент последнего сеанса связи с субмарины сообщили об аварии... Расследование министерства обороны Аргентины показало, что ВМС страны допустили нарушения и не следовали установленным правилам при закупке аккумуляторов для исчезнувшей подводной лодки "Сан Хуан"... Оно выявило, что представители ВМС могли не следовать нормативным стандартам при ремонте подлодки и замене аккумуляторов, да покупка аккумуляторов могла осуществляться в интересах определенных поставщиков".
Старая аккумуляторная батарея "газует", как говорят подводники, намного сильнее, чем новая, и поэтому взрывоопасный газ мог скопиться намного быстрее. В шторм, в сильную качку, укачавшиеся электрики могли прозевать роковой момент. На одном из фотоснимков "Сан Хуана" видно, как сильно обросла ракушками его носовая часть. А это верный признак того, что корабль долго стоял у причала. А значит, команда могла утратить морские навыки, укачиваться в шторм. А шторм в океане был нешуточный.
Взрывов аккумуляторных батарей за историю подводного флота было немало. Но ни один из них не разрушал прочный корпус, не приводил к неминуемой гибели корабля. Наряду со взрывом "гремучего газа" на "Сан Хуане" могло произойти то, что иногда случается с подводными лодками в момент погружения во время сильного шторма - заплескивание волны через рубочный люк. Даже несколько ведер соленой морской воды неизбежно попадают на электроагрегаты и вызывают короткое замыкание, пожар. А если это десятиметровые валы, которые обрушивались на "Сан Хуан", то вместе с замыканием сети могло и затопить центральный пост, утяжелить подлодку настолько, что может и не всплыть. Вспоминается случай, который произошел в Атлантическом океане на одной из подводных лодок нашей 4-й эскадры ПЛ Северного флота. При уходе на глубину, когда верхняя вахта спускалась с мостика в боевую рубку, штормовое море ворвалось в шахту рубочных люков. Надо было срочно задраить нижний люк. Капитан-лейтенант Владислав Иванов, спасая лодку, рванул тяжелую стальную крышку столь поспешно, что обрубил себе пальцы на ногах... Корабль был спасен. Старпом Владислав Иванов лег на операционный стол. После ампутации пальцев служить на подводной лодке врачи ему запретили, но с морем герой не расстался: стал капитаном дальнего плавания на гражданском флоте. Вольно или невольно Владислав Иванов повторил подвиг Алексея Маресьева, только в морском варианте. Но это, как говорится, другая история.
На "Сан Хуане", возможно, люк задраить не успели, и центральный пост, откуда идет все управление подводной лодкой, подтопило. Запас же плавучести был небольшим, как это традиционно предусмотрено на немецких подлодках ("Сан Хуан" был построен на германских верфях). Малый запас плавучести дает подводной лодке тактическое преимущество при срочном погружении, но в штормовых условиях может сыграть роковую роль.
На наших подлодках запас плавучести намного выше, чем на немецких - и тоже традиционно, в национальных особенностях подводного судостроения.
Предполагать и гадать можно до бесконечности. Многое станет ясно после обнаружения и подъема "Сан Хуана". Многое, но не все. Почти все морские катастрофы проходят без свидетелей, и потому однозначного ответа, что и как произошло на борту, нет, как нет все еще и "черных ящиков" на борту субмарин, разве что на самых новейших, но аргентинская подлодка к их числу не относится.
Найти ее в штормовом океане - все равно что искать иголку даже не в стогу, а на огромном сеновале. Опыт подобных поисков показывает, что на поиски затонувшей подводной лодки уходят годы и годы, как это было с советской С-80 или с израильским "Дакаром".
Еще ни одну затонувшую лодку не искало столько судов и самолетов. Развернута беспрецедентная международная поисково-спасательная операция.
Будем надеяться, что она принесет свои результаты.
Досье "РГ"
Дизель-электрическая субмарина San Juan проекта TR-1700 спроектирована и построена в Германии. Спущена на воду в 1983 году. Надводное водоизмещение - 2116 , подводное - 2264 тонн. Подводная скорость - 25 узлов (46 км/ч), надводная - до 15 узлов (28 км/ч). Максимальная глубина погружения - 300 метров. Автономность плавания - 30 суток. Вооружение - шесть 533 мм торпедных аппаратов. Боекомплект - 22 торпеды или 34 мины.