30.11.2017 15:02
    Поделиться

    Как повысить уровень преподавания в сельских школах Башкирии

    В селах Башкирии насчитывается 165 малокомплектных школ, в каждой из них число учеников варьируется от 10 до 75. Расположены они, как правило, в отдаленных от райцентров и благ цивилизации деревнях. В таких школах зачастую не хватает педагогов, и два-три учителя распределяют между собой все предметы. И еще нет интернета. А в одном кабинете могут одновременно слушать урок и первоклассники, и третьеклассники. Все это приводит к тому, что страдает качество образования.

    - За два года мы проверили 87 малокомплектных школ, то есть больше половины. Восемь из них в итоге показали самые худшие результаты, у них даже приостановили лицензии, потому что они вели обучение не по федеральным образовательным стандартам. Это четыре школы в Белорецком районе и по одной в Дуванском, Дюртюлинском, Куюргазинском и Учалинском. Сейчас в большинстве своем школы устранили нарушения. Для этого, конечно, понадобилось немало сил министерства образования и муниципалитетов, - рассказал начальник управления по контролю и надзору в сфере образования РБ Айбулат Хажин.

    По словам чиновника, основные проблемы таких учреждений - низкая компетенция преподавателей. Их ученики не принимают участия в олимпиадах на уровне муниципалитетов и республики, у них нет никаких достижений в учебе. В этих же школах показывают худшие результаты по ЕГЭ и ОГЭ. То есть даже способные дети в данном случае становятся заложниками ситуации.

    Едва на троечку

    Решением проблемы, с одной стороны, могло бы стать дистанционное обучение, чтобы дети могли через Сеть получать лекции от ведущих педагогов республики, дополнительные материалы по предметам. Однако их учителя, как оказалось, в этом не заинтересованы.

    - Мы разговаривали с педагогами в селах. Они говорят: "Да нашим ученикам это не нужно. У них и родители ни к чему не стремятся, многие выпивают, не работают, не думают о будущем детей". Эти же учителя не отправляют своих учеников на олимпиады, потому что не верят ни в себя, ни в детей. А это самое худшее для педагога. Средний балл по ЕГЭ и ОГЭ в таких школах еле дотягивает до тройки. Мы побывали в 34 таких учреждениях и были шокированы результатами, - говорит представитель Всемирного Курултая башкир Райса Кузбекова.

    По ее словам, 80 процентов педагогов в школах - люди пенсионного или предпенсионного возраста, им в ближайшее время потребуется замена.

    Одно из решений проблемы Курултай видит в создании ресурсных центров - по одному на несколько деревень. Туда бы привозили два-три раза в год одаренных детей со всей округи на углубленное изучение отдельных предметов. В организации также считают, что нужна республиканская программа по стимулированию талантливых педагогов, приезжающих на работу в деревню.

    В два раза больше

    Самое интересное, что школ, которые могут априори считаться малокомплектными и иметь схожие проблемы, на самом деле больше 165. Точную цифру в министерстве образования назвать не смогли, примерная - 300. Оказывается, многие маленькие школы в деревнях в последние годы стали филиалами других, более крупных. И, хотя, количество учеников у них небольшое, официально к малокомплектным их отнести нельзя. Из-за отсутствия статуса в этих школах у педагогов низкая заработная плата.

    - Зачастую она составляет лишь 47 процентов от среднереспубликанской. Потому что во всех образовательных учреждениях, кроме малокомплектных, сегодня подушевое финансирование. У этих статуса нет, но численность учащихся маленькая, значит, стимулирующие выплаты им не положены. Однозначно, что на такую зарплату талантливые педагоги в деревню не поедут, - говорит председатель профсоюза работников народного образования и науки РБ Светлана Пронина.

    80 процентов педагогов в школах - люди пенсионного или предпенсионного возраста, им в ближайшее время потребуется замена.

    По мнению ректора Башкирского государственного аграрного университета, депутата Госсобрания РБ Илдара Габитова, республике необходимо выходить с законодательной инициативой об избирательном отношении к регионам с большим процентом сельских жителей.

    - У нас для всех одинаковое финансирование определено. Но ведь в той же Свердловской области только 16 процентов населения живет на селе, а у нас - 38 процентов. Затраты на содержание ребенка в сельской и городской школах значительно отличаются. Поэтому не должно быть единых правил для всех, - отметил Габитов.

    Кадры - с нас, решение - с вас

    В кузнице педагогических кадров, Башкирском государст­венном педагогическом университете им. М. Акмуллы, готовы сегодня подготовить учителей для села в любом количестве и любой специфики. Там считают, что для решения вопроса всего лишь нужна добрая воля самих районных властей.

    - Мы были в Иглинском районе, это не где-то на отшибе, это рядом с Уфой. Так там в школе один учитель вел четыре предмета. И так будет всегда, пока штатное расписание формирует школа, а не муниципалитет. Вот только если бы при районных отделах образования был штат учителей, которых довозили до школ по расписанию. Это гораздо дешевле, чем возить детей к ним. И тогда бы район знал, сколько и каких предметников ему понадобится, а мы бы по заказу вели подготовку, - говорит ректор БГПУ Раиль Асадуллин.

    По словам ученого, в педуниверситет поступают учиться немало абитуриентов из районов по целевому направлению. Но это носит бессистемный характер. Во-первых, отправляют на учебу не по потребности в кадрах, а больше по запросам родителей. Во-вторых, никто не отслеживает, не добивается того, чтобы после получения диплома специалист вернулся домой работать.

    Также Раиль Асадуллин отметил, что в деревнях необходимы учителя-тьюторы, которые на месте будут помогать ребенку в электронном образовании. Сегодня же на сайт "Открытая школа", где записаны уроки лучших педагогов страны и республики, заходят два человека в день.

    Как видим, существуют разные предложения о том, как изменить ситуацию с качеством образования в малокомплектных школах, но пока они не находят применения на практике. А между тем права сельских детей на достойное обучение продолжают нарушать.

    В тему

    В центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при МВД по РБ уже второй год не ведется учебный процесс. Раньше сюда приходили педагоги из расположенной рядом уфимской школы №79. Но проверка Рособрнадзора показала, что у школы нет лицензии на обучение такой категории детей.

    После случившегося сотрудники Центра обратились с письмом в Министерство образования РБ с просьбой решить вопрос с обучением, но до сих пор дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Как оказалось, в центре нет соответствующих требованиям условий для проведения учебного процесса. По­этому лицензию не удастся получить ни одной школе. Предложение организовать дистанционное обучение не приняло МВД: не понятно за чей счет и кто приобретет компьютеры. Есть еще вариант: организовать при Центре обучение по программе дополнительного образования, условий для этого достаточно. Однако уфимские власти не хотят прикреплять к Центру какую-либо школу. Вопрос повис в воздухе.

    В среднем каждый ребенок проводит в Центре 30 дней.

    Цифра

    165 школ малой комплектации действуют в Башкирии.

    Поделиться