По итогам 2016-го потребление цемента в России составило 55 миллионов тонн, а ведь всего лишь двумя годами раньше этот показатель приближался к 70 миллионам.
- Тогда уже в мае весь годовой объем продукции у нас был фактически распродан, - вспоминает исполнительный вице-президент по инвестиционному развитию холдинга "Сибирский цемент" Александр Черепанов. - Но темпы развития экономики и покупательная способность населения сократились, и сегодня мощности семи десятков российских цементных предприятий (порядка 107 миллионов тонн) загружены лишь наполовину. Для сравнения: среднемировой уровень загрузки мощностей по отрасли - 60-73 процента, в зависимости от региона.
Цементники СФО работают в более сложных условиях, чем их коллеги из Центрального, Южного и Северо-Западного федеральных округов. Если общероссийское потребление цемента останется на прошлогоднем уровне и составит 55 миллионов тонн, то емкость рынка в Сибири сократится на семь процентов - пять миллионов тонн против 5,4 миллиона в 2016-м. Предпосылок для быстрого восстановления потребительского спроса нет: темпы жилищного строительства по-прежнему замедляются. Да и крупных инфраструктурных проектов, подобных тем, которые реализуются на Дальнем Востоке и крайнем Западе России, в СФО в обозримом будущем не предвидится.
- Показатели ввода жилья на душу населения за год снизились на пять миллионов "квадратов", но все-таки это временно, - убежден Александр Черепанов. - Потому что госпрограмму развития Сибири до 2020 года, как и жилищные программы, никто не отменял. Потребность в улучшении жилищных условий огромная. Ветхий и аварийный фонд, составляющий 93 миллиона квадратных метров по стране, замещается катастрофически медленно, не более чем на два-три миллиона "квадратов" в год. Так что отложенный спрос на цемент неизбежно вернется, но уже в совершенно других условиях.
И эти условия цементники создают уже сегодня, наращивая объемы инвестиций в модернизацию, автоматизацию и техническое перевооружение производства (учитывая солидный возраст практически всех предприятий). Так, холдинг "Сибирский цемент" в нынешнем году направил на эти цели почти 530 миллионов рублей (против 250 миллионов в 2016-м), еще 118 миллионов - на реализацию экологических мероприятий. Пока еще не утвержденная программа на 2018 год предварительно оценивается в 1,2 миллиарда рублей. Помимо прочего, она предусматривает замену 45-тонных карьерных самосвалов на крупнейшем в округе Топкинском цементном заводе на более эффективные 55-тонные.
- Закладывать фундамент будущего развития нужно как раз в период падения, чтобы вложенные средства "отбить" как можно быстрее и лучше на растущем рынке, - подчеркнул исполнительный вице-президент холдинга Сергей Шепталин.
Грамотное обновление производства - залог повышения качества продукции, линейку которой тоже необходимо расширять, иначе конкуренции (а на цементном рынке она достаточно жесткая) не выдержать.
Так, улучшив технологический режим на печах обжига, топкинцы начали производить отвечающий новым жестким требованиям низкощелочной цемент для изготовления железнодорожных шпал. Активное освоение месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока стимулирует Красноярский цементный завод увеличить объемы производства тампонажного цемента, применяющегося в строительстве нефтегазовых скважин. В 2017 году такой продукции отгружено (в основном на Ванкорское нефтегазовое месторождение) втрое больше, чем год назад. Спрос будет расти, в том числе и за счет потребителей в европейской части страны.
Тимлюйский цемзавод в Бурятии в этом году почти на четверть увеличил объемы выпуска цемента за счет поставок продукции для реконструкции аэропорта Байкал. Всего для этого объекта отгружено около 39 тысяч тонн портландцемента ПЦ 500 Д0-Н, который применяется при производстве бетона дорожных и аэродромных покрытий.
Еще сибирские цементники наращивают объемы поставок продукции для строительства дорог с использованием более прочных, долговечных и безопасных цементно-бетонных покрытий. К слову, в стране недавно утвердили долгожданный ГОСТ на их производство и создали ассоциацию, в которую вошли не только цементники, но и проектные институты и производители дорожной техники. План реализации федеральной "Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020-2030 годов" предусматривает формирование в Союзе производителей цемента рабочей группы по цементобетонным дорогам.
- В России пока только два процента автодорог имеет такое покрытие, тогда как в Европе, Канаде и США - тридцать-пятьдесят, - отметил Александр Черепанов. - Но постепенно ситуация меняется. В СФО по этой технологии выполнен Северный обход Новосибирска.
Тем временем комбинат по производству хризотилцемент-ных изделий из сибирского сырья освоил выпуск надежных фасадных и кровельных материалов с декоративным покрытием. Как полагают эксперты, популярная ныне металлочерепица им не конкурент. Хоть сегодня рынок хризотилцементной кровли и сокращается, уже лет через пять (срок службы металлочерепицы) приоритеты изменятся. А за малогорючими фасадными материалами, которые к тому же легче керамогранита и гораздо проще в монтаже, к сибирякам уже выстроились в очередь строительные фирмы из Москвы, пережившей ряд крупных пожаров. Так что оснований смотреть в будущее без оптимизма у цементников все-таки нет.
Между тем, по оценкам аналитиков, в 2018 году потребление цемента в Сибири если и вырастет, то не более чем на два процента. А в условиях низкого спроса и такой же загрузки мощностей себестоимость продукции остается высокой, в основном из-за роста тарифов естественных монополий. Чтобы снизить издержки энергоемкого производства и повысить надежность его снабжения ключевым ресурсом, мощности Красноярского цемзавода переводят на обслуживание Федеральной сетевой компанией. В результате плата за киловатт уменьшится с 2,5 до 1,9 рубля. Опыт, возможно, распространят и на другие активы компании.
Кстати, в европейской части страны представители отрасли пошли еще дальше. Скажем, петербургская компания, входящая в "Евроцемент груп" заявила о намерении уже в 2018-м ввести в строй собственную теплоэлектростанцию. А вот цементники Бурятии, где цена энергии тоже кусается, пока выходят из положения, выбирая между одноставочным и двуставочным тарифами.