Новости

30.11.2017 17:43
Рубрика: Происшествия
Проект: В регионах

Держи дистанцию в Сети

Как уберечь себя от телефонных и интернет-мошенников
В Республике Крым за 10 месяцев 2017 года зарегистрировано 1,6 тысячи фактов мошенничества, и каждое шестое подобное преступление совершено с применением устройств связи или сети интернет. Шарлатаны освоили массу новых технологий и предпочитают действовать дистанционно. Как не стать их жертвой, разбирался корреспондент "РГ".
 Фото: Илья Изотов/ РГ  Фото: Илья Изотов/ РГ
Фото: Илья Изотов/ РГ

Развели "на вежливость"

Отличительной чертой нынешних преступников стало использование последних достижений техники. Теперь не надо рисковать и лично встречаться с жертвой, достаточно связаться по скайпу или мессенджеру и получить деньги на банковскую карту или электронный кошелек. Да и поводы все изощреннее. К уже привычным просьбам перечислить срочно деньги родственнику, попавшему в ДТП, прибавились звонки якобы от представителей оператора связи. Человеку сообщают, что хотят улучшить качество телефонии (а это в Крыму очень актуально) и предлагают набрать под диктовку код. Кроме того, мошенники под видом сотрудника службы технической поддержки могут рассказать, что вы сменили тарифный план, воспользовались услугами роуминга, на вас наложен штраф и вам надо совершить предложенные "специалистом" действия. Результат везде один - деньги жертвы утекают на счет злоумышленника.

Полицейские предупреждают, что телефонные мошенники умеют так построить разговор, что у потерпевшего нет времени обдумать свое решение.

- Попался на простейшую телефонную аферу, - рассказывает симферополец Михаил. - Звонит мне молодой человек и вежливо так, даже робко, вещает, что у них в Краснодаре жуткие сбои с сетью. Он отправил жене на телефон деньги, а код подтверждения случайно послал мне. Жена-бедняжка лежит в роддоме, и для них этот платеж очень важен и срочен. Просит переслать ему его смс. Я по доброте душевной выполняю просьбу и продолжаю заниматься своими делами. Через некоторое время с моего счета списываются средства. Только тут дошло, что меня развели "на вежливость". Я зашел на сайт оператора связи, где обнаружил, что за меня открыли мой кабинет для услуги "быстрый платеж", прописали там мой телефон и начали деловито скачивать деньги со счета. Пришлось быстренько менять пароль.

А вот жительница крымской столицы Алла оказалась более осторожна в своих действиях. В аналогичной ситуации она дала мошеннику отбой.

- Я сразу поняла, что что-то не так, - говорит Алла. - Стала задавать наводящие вопросы, но выяснить суть аферы мне так и не удалось. В итоге я попросила человека не морочить мне голову, положила трубку и на всякий случай сразу же предупредила сына, чтоб он не попался на подобный развод.

Лотерея с подвохом

Впрочем, находчивые мошенники не унывают и выдумывают все новые и новые способы завладения нашими деньгами. Распространенная история - хищение средств с банковских карт. На мобильный телефон абонента приходит сообщение о том, что его карта заблокирована, и нужно бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Там "оператор" просит сообщить пин-код карты или подключить услугу "мобильный банк" на другой абонентский номер. Что после этого происходит, объяснять не надо.

Нередко шарлатаны сообщают о якобы проводящихся рекламных акциях и лотереях. К примеру, звонит "ведущий" радиостанции и поздравляет с выигрышем телефона, планшета и даже автомобиля в организованной радиостанцией лотерее. Чтобы получить приз, нужно лишь перечислить деньги за пересылку... "Ауди" с айфоном можно "выиграть" и просто по смс. После получения подобного сообщения правоохранители рекомендуют задуматься, принимали ли вы участие в лотерее? И велика ли вероятность того, что не участвующему в ней человеку дадут приз?

И в интернете опасно

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о росте числа афер в сети интернет. Вот один из последних примеров: 22-летняя феодосийка, не выходя из дома, с помощью интернета собрала деньги как минимум с 15 человек. Девушка размещала в соцсетях и на веб-сайтах бесплатных объявлений информацию о продаже мебели, вещей, игрушек и других товаров, однако в реальности ничего из этого продавать не собиралась. С покупателями общалась с помощью соцсетей и мессенджеров, получала предоплату на виртуальные кошельки и обещала отправить товар с помощью транспортных компаний. Теперь девушка ожидает суда.

Осмотрительно стоит относиться не только к одиночным продавцам, но и к сайтам компаний. Сделать интернет-сайт для продажи товаров сейчас совершенно не сложно. Насторожить должно то, что стоимость продукции существенно ниже, чем в других местах, отсутствует возможность курьерской доставки и самовывоза, а контакты представлены лишь формой обратной связи и мобильным телефоном. Кроме того, странно, если продавец требует предоплату на электронный кошелек. В этом случае вы не имеете гарантий их возврата, если сделка не состоится. А мошенник, собрав деньги с доверчивых граждан, закроет сайт и восстановит его в другом виде по другому адресу.

Распространены случаи, когда потерпевшими становятся не покупатели, а продавцы. Мошенники просят сообщить полные реквизиты банковских карт якобы для перевода денег за товар, а выудив конфиденциальные сведения, обнуляют счета.

Кроме того, правоохранители отмечают, что за последний год увеличилось количество жалоб на обман при покупке электронных билетов. Тут лучше пользоваться услугами известных агентств и авиакомпаний, а также не лениться звонить в их представительство, чтобы убедиться в наличии нужного рейса и билетов. Хуже будет обнаружить подвох уже в аэропорту.

Между тем, в МВД говорят, что превентивные меры правоохранителей дают результаты. Количество заявлений жителей республики с жалобами на мошеннические действия в последнее время сократилось на четверть. Правоохранители отмечают, что за 10 месяцев этого года в органы внутренних дел с такими проблемами обратились лишь 8,5 тысячи человек, хотя в прошлом году было 11,3 тысячи подобных заявлений.

Как не стать жертвой мошенников

1. Проверяйте сообщения о блокировке банковской карты, позвонив на "горячую линию" в банк (он указан на обратной стороне карточки). Не передавайте логин (пароль) посторонним лицам.

2. Не доверяйте информации незнакомцев о том, что родственник попал в беду и нужно перечислить крупную сумму денег, дабы ему помочь. Сначала перезвоните ему либо попытайтесь связаться с ним через знакомых.

3. При покупке товара через интернет, не перечисляйте задаток заранее, а оплачивайте после получения.

4. Не соглашайтесь на приглашения незнакомцев принять участие в розыгрыше призов.

5. Внимательно проверяйте квитанции на оплату штрафов и коммунальных платежей.

6. С осторожностью относитесь к людям, которые просят вас по телефону сообщить какой-либо код или свои личные данные.

Контакты

В случае, если вы все-таки стали жертвой мошенника, немедленно сообщите в полицию по телефону "102" ("020") или (3652) 734-044.

Комментарий

Виктор Темник, главный внештатный психолог министерства здравоохранения РК:

- Люди попадаются на мошеннические уловки по нескольким причинам. Они во многих случаях зависимы от внешнего воздействия и легко поддаются внушению, а потом страдают. В то же время внешнее воздействие сейчас приняло такие масштабы, что трудно устоять. При этом мошенники хорошо подготовлены и, видимо, предварительно изучают элементы психологического воздействия.

Происшествия Преступления Криминал Филиалы РГ Крым ЮФО Республика Крым
Добавьте RG.RU 
в избранные источники