Новости

30.11.2017 17:43
Рубрика: Происшествия

Держи дистанцию в Сети

Как уберечь себя от телефонных и интернет-мошенников
В Республике Крым за 10 месяцев 2017 года зарегистрировано 1,6 тысячи фактов мошенничества, и каждое шестое подобное преступление совершено с применением устройств связи или сети интернет. Шарлатаны освоили массу новых технологий и предпочитают действовать дистанционно. Как не стать их жертвой, разбирался корреспондент "РГ".
 Фото: Илья Изотов/ РГ  Фото: Илья Изотов/ РГ
Фото: Илья Изотов/ РГ

Развели "на вежливость"

Отличительной чертой нынешних преступников стало использование последних достижений техники. Теперь не надо рисковать и лично встречаться с жертвой, достаточно связаться по скайпу или мессенджеру и получить деньги на банковскую карту или электронный кошелек. Да и поводы все изощреннее. К уже привычным просьбам перечислить срочно деньги родственнику, попавшему в ДТП, прибавились звонки якобы от представителей оператора связи. Человеку сообщают, что хотят улучшить качество телефонии (а это в Крыму очень актуально) и предлагают набрать под диктовку код. Кроме того, мошенники под видом сотрудника службы технической поддержки могут рассказать, что вы сменили тарифный план, воспользовались услугами роуминга, на вас наложен штраф и вам надо совершить предложенные "специалистом" действия. Результат везде один - деньги жертвы утекают на счет злоумышленника.

Полицейские предупреждают, что телефонные мошенники умеют так построить разговор, что у потерпевшего нет времени обдумать свое решение.

- Попался на простейшую телефонную аферу, - рассказывает симферополец Михаил. - Звонит мне молодой человек и вежливо так, даже робко, вещает, что у них в Краснодаре жуткие сбои с сетью. Он отправил жене на телефон деньги, а код подтверждения случайно послал мне. Жена-бедняжка лежит в роддоме, и для них этот платеж очень важен и срочен. Просит переслать ему его смс. Я по доброте душевной выполняю просьбу и продолжаю заниматься своими делами. Через некоторое время с моего счета списываются средства. Только тут дошло, что меня развели "на вежливость". Я зашел на сайт оператора связи, где обнаружил, что за меня открыли мой кабинет для услуги "быстрый платеж", прописали там мой телефон и начали деловито скачивать деньги со счета. Пришлось быстренько менять пароль.

А вот жительница крымской столицы Алла оказалась более осторожна в своих действиях. В аналогичной ситуации она дала мошеннику отбой.

- Я сразу поняла, что что-то не так, - говорит Алла. - Стала задавать наводящие вопросы, но выяснить суть аферы мне так и не удалось. В итоге я попросила человека не морочить мне голову, положила трубку и на всякий случай сразу же предупредила сына, чтоб он не попался на подобный развод.

Лотерея с подвохом

Впрочем, находчивые мошенники не унывают и выдумывают все новые и новые способы завладения нашими деньгами. Распространенная история - хищение средств с банковских карт. На мобильный телефон абонента приходит сообщение о том, что его карта заблокирована, и нужно бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Там "оператор" просит сообщить пин-код карты или подключить услугу "мобильный банк" на другой абонентский номер. Что после этого происходит, объяснять не надо.

Нередко шарлатаны сообщают о якобы проводящихся рекламных акциях и лотереях. К примеру, звонит "ведущий" радиостанции и поздравляет с выигрышем телефона, планшета и даже автомобиля в организованной радиостанцией лотерее. Чтобы получить приз, нужно лишь перечислить деньги за пересылку... "Ауди" с айфоном можно "выиграть" и просто по смс. После получения подобного сообщения правоохранители рекомендуют задуматься, принимали ли вы участие в лотерее? И велика ли вероятность того, что не участвующему в ней человеку дадут приз?

И в интернете опасно

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о росте числа афер в сети интернет. Вот один из последних примеров: 22-летняя феодосийка, не выходя из дома, с помощью интернета собрала деньги как минимум с 15 человек. Девушка размещала в соцсетях и на веб-сайтах бесплатных объявлений информацию о продаже мебели, вещей, игрушек и других товаров, однако в реальности ничего из этого продавать не собиралась. С покупателями общалась с помощью соцсетей и мессенджеров, получала предоплату на виртуальные кошельки и обещала отправить товар с помощью транспортных компаний. Теперь девушка ожидает суда.

Осмотрительно стоит относиться не только к одиночным продавцам, но и к сайтам компаний. Сделать интернет-сайт для продажи товаров сейчас совершенно не сложно. Насторожить должно то, что стоимость продукции существенно ниже, чем в других местах, отсутствует возможность курьерской доставки и самовывоза, а контакты представлены лишь формой обратной связи и мобильным телефоном. Кроме того, странно, если продавец требует предоплату на электронный кошелек. В этом случае вы не имеете гарантий их возврата, если сделка не состоится. А мошенник, собрав деньги с доверчивых граждан, закроет сайт и восстановит его в другом виде по другому адресу.

Распространены случаи, когда потерпевшими становятся не покупатели, а продавцы. Мошенники просят сообщить полные реквизиты банковских карт якобы для перевода денег за товар, а выудив конфиденциальные сведения, обнуляют счета.

Кроме того, правоохранители отмечают, что за последний год увеличилось количество жалоб на обман при покупке электронных билетов. Тут лучше пользоваться услугами известных агентств и авиакомпаний, а также не лениться звонить в их представительство, чтобы убедиться в наличии нужного рейса и билетов. Хуже будет обнаружить подвох уже в аэропорту.

Между тем, в МВД говорят, что превентивные меры правоохранителей дают результаты. Количество заявлений жителей республики с жалобами на мошеннические действия в последнее время сократилось на четверть. Правоохранители отмечают, что за 10 месяцев этого года в органы внутренних дел с такими проблемами обратились лишь 8,5 тысячи человек, хотя в прошлом году было 11,3 тысячи подобных заявлений.

Как не стать жертвой мошенников

1. Проверяйте сообщения о блокировке банковской карты, позвонив на "горячую линию" в банк (он указан на обратной стороне карточки). Не передавайте логин (пароль) посторонним лицам.

2. Не доверяйте информации незнакомцев о том, что родственник попал в беду и нужно перечислить крупную сумму денег, дабы ему помочь. Сначала перезвоните ему либо попытайтесь связаться с ним через знакомых.

3. При покупке товара через интернет, не перечисляйте задаток заранее, а оплачивайте после получения.

4. Не соглашайтесь на приглашения незнакомцев принять участие в розыгрыше призов.

5. Внимательно проверяйте квитанции на оплату штрафов и коммунальных платежей.

6. С осторожностью относитесь к людям, которые просят вас по телефону сообщить какой-либо код или свои личные данные.

Контакты

В случае, если вы все-таки стали жертвой мошенника, немедленно сообщите в полицию по телефону "102" ("020") или (3652) 734-044.

Комментарий

Виктор Темник, главный внештатный психолог министерства здравоохранения РК:

- Люди попадаются на мошеннические уловки по нескольким причинам. Они во многих случаях зависимы от внешнего воздействия и легко поддаются внушению, а потом страдают. В то же время внешнее воздействие сейчас приняло такие масштабы, что трудно устоять. При этом мошенники хорошо подготовлены и, видимо, предварительно изучают элементы психологического воздействия.

В регионах Происшествия Преступления Криминал Филиалы РГ Крым ЮФО Республика Крым