Сами создатели картины объясняют это следующим образом. За историческую основу здесь взят известный образец древнерусской литературы - летопись "Повесть о разорении Рязани Батыем". В ней упоминается о подвиге Евпатия Коловрата - десятника рязанского князя Юрия. Он находился в Чернигове, когда Батый в 1237 году напал на Рязань и сжег город дотла. Обнаружив на месте родных домов пепелище, Евпатий вместе с еще несколькими воинами напал на арьергард ордынского войска и разгромил превосходящие во много раз силы соперника. Итоговое поражение Коловрата, которого воины Батыя смогли добить только с помощью камнемета, было неизбежным. Однако смелость Евпатия и безрассудность его поступка настолько поразили Батыя, что по версии русского летописца он сказал: "Если бы у меня был такой воин, я бы его держал у сердца".
Вдохновившись пафосной героикой литературного первоисточника, режиссер фильма Джаник Файзиев дополнил его современными визуальными кодами и сюжетными референсами. В качестве основного источника заимствований послужила эстетика кинокомикса "300 спартанцев", адаптированная под условную русскую старину.
"Для нас, для киношников, самое интересное там, где в истории какие-то темные пятна, - говорит 56-летний Джаник Файзиев, автор уже нескольких амбициозных жанровых картин, среди которых "Турецкий гамбит", "Август. Восьмого". - Я сторонник принципа, что, как говорится, "не приврешь - не расскажешь". Не расскажешь красиво - тебя не будут слушать с интересом. Тем более, судя по всем источникам, которые нам удалось изучить, никто доподлинно не знает, какая армия была у Батыя. 30, 60, 90 тысяч? Сколько было лошадей, сколько камнеметных машин? Неизвестно. Некоторые вообще считают, что их было 1500... И поскольку мы всего не знаем, то решили сделать свою версию. У нас действительно вражеская армия - туча, настоящее войско. Оно прекрасно вооружено, великолепно дисциплинировано. Есть факты, что на тот момент Золотая Орда контролировала гигантские территории, вела активную завоевательную политику практически по всему континенту. А для того чтобы координировать все это, войско должно было быть невероятно гармонизированным. Мы это гипертрофировали и превратили монгольскую армию в невероятно машинизированную и жесткую. Не просто чтобы приукрасить, а чтобы было согласно известному постулату: "чем сильнее враг, тем сильнее главный герой". Чтобы подвиг Коловрата выглядел максимально выразительно на этом фоне.
Любопытно, что образ главного героя в "Легенде о Коловрате" при этом представляет собой вовсе не классический богатырский канон. Напротив, Евпатий в исполнении Ильи Малакова - это такой парень из соседнего двора. Просто с двумя мечами одновременно умеет управляться лучше других.
- Качество, которое для меня было самым важным в главном герое, - это искренность, - объясняет Файзиев. - Конечно, помимо того, что он должен быть физически крепок, спортивен и хорошо сложен. Нам был необходим человек с открытым сердцем и ясным взглядом. Не богатырь, который лежал на печи, а потом встал и одним ударом вырвал дверь. Ровно наоборот: нам нужен был герой, с которым бы себя ассоциировал любой юноша. Главная мысль фильма как раз не в том, что богатырями рождаются. А в том, что если в твоем сердце любовь, то в беде ты найдешь в себе силы со всем справиться.
"Легенда о Коловрате", кроме всего прочего, - это еще и демонстрация технологического уровня российского коммерческого кинематографа. Никаких претензий этот уровень не вызывает даже у скептиков - визуальные эффекты и качество картинки выглядят дорого и современно.
"Это кино относится к высшей категории сложности производственной, - рассказывает продюсер фильма Александр Бондарев. - Еще никто никогда до нас не делал все кино на хромакее, это был первый наш эксперимент. Физически тот сценарий, который был создан, снять классическим способом не представлялось возможным. Конечно, можно, но мы бы заранее шли на провал, потому что никого теми возможностями, которые у нас есть, мы бы не удивили. Причем, когда мы начинали снимать, я подумал: как хорошо, все в одном месте. Потому что одна из самых больших сложностей в производстве - это смена локаций. Одна не готова, на другую не дают разрешение, на третьей идет дождь. А тут, в павильонах, все в твоих руках, хочешь день, хочешь ночь, хочешь снег, хочешь дождь, все хорошо. Только я не учел, что, когда у тебя заболел актер, сломал руку или что-то еще в классическом кинопроизводстве, у тебя есть вариативность - ты можешь пойти на ту локацию, на другую, на ту, которая у тебя в конце съемок запланирована. А тут ты не можешь, потому что она еще не существует! Она еще не построена! Она еще строится в декорационных мастерских! И поэтому были долгие ночные разговоры с худруками театров, с хирургами-костоправами, с хозяевами карьеров, с бандитами, которые воруют металл на заброшенном заводе ЗИЛ, с агентами актеров, ну и со съемочной группой, конечно. Группа у меня фантастическая, это семья, которая жила на этом заводе. Последние три недели люди просто принесли с собой матрасы и спали в комнатах, чтобы не уезжать. И такой работы можно достигнуть, только если у тебя складываются отношения как с единомышленниками. Никаких денег не существует, чтобы человек неделю не выходил из разрушенного цеха по изготовлению холодильников, для того чтобы смена начиналась и заканчивалась вовремя и все было снято, как запланировано".