30.11.2017 23:41
    Поделиться

    В "Российской газете" прошел вечер памяти издателя Геннадия Сапронова

    У входа в зал стояла гитара, висела плащ-палатка, лежал рюкзак... Геннадий Сапронов студентом Иркутского университета любил петь под гитару в компании друзей, среди которых был и журналист Золик Мильман, сибирский собкор "РГ". На одной из посиделок ребята заговорили о будущем, о своих мечтах, и вдруг Сапронов сказал: "Моя мечта - издавать Астафьева".

    "Мой любимый издатель" - назвал его через десятилетия Виктор Астафьев после того, как сапроновское издание "Царь-рыбы" в 2004 году на конкурсе "Лучшие книги года" получило диплом лауреата за высокохудожественное издание. "Издатель Божьей Божией" - это слова Валентина Распутина, чей четырехтомник, изданный Сапроновым, возвышался на столе ведущих вечера.

    В этом году Геннадию Сапронову исполнилось бы 65.

    В 70-80-х он работал журналистом в иркутской "Советской молодежи", потом собкором "Комсомолки", но в русской культуре оставил след как издатель книг современных российских писателей. Его марка "Издатель Сапронов" стала со временем одним из знаков качества современного российского книгоиздания.

    - Он любил и нянчился, как отец, с авторами, но при этом с первой же страницы понимал, что перед ним - качественная вещь или дешевая поделка, - говорила со сцены Агнесса Гремицкая, постоянный редактор Виктора Астафьева, приглашенная в свое время Сапроновым к совместной работе.

    Ему удавалось совместить, казалось бы, несовместимое. Аристократизм и благородство в форме подачи книги и настоящий демократизм ее читательской аудитории - книги, изданные "Издателем Сапроновым", на книжных ярмарках разбирались ценителями качественно изданной книги. Убеждаться в правоте слов обозревателя "РГ" Дмитрия Шеварова можно было в фойе, там стояли увеличенные изображения обложек книг, изданных "Издателем Сапроновым", - медальный профиль Астафьева на толстенном томе его писем, собранных Геннадием Константиновичем, "Нет мне ответа", "Нечаянный портрет" Валентина Курбатова - с нежной девочкой на фоне заснеженного окна, "Век живи - век люби" - на нем словно живая Старуха Дарья из "Прощания с Матерой".

    Вдруг Сапронов сказал: Моя мечта - издавать Астафьева

    Не смог приехать в Москву на вечер памяти художник, с которым Сапронов выпустил свои главные издания, Сергей Элоян, но с экрана в зале он говорил о том, что работа с Сапроновым была работой деликатной, главной целью которой было так отразить автора, чтобы его образ как будто отражался сквозь строки.

    Вечер украсили работы не только художников, но и музыкантов. Любимую Астафьевым классику сыграл со сцены трубач театра Новая опера Вадим Васильев, а песню о России пел солист Ансамбля им.Александрова Михаил Евтюхов.

    В 2009-м Геннадий Сапронов организовал поездку писателей Валентина Распутина и Валентина Курбатова по Ангаре, по ложу будущего затопления Богучанской ГЭС. Поездка мимо умирающих земель, уже умерших деревень произвела на всех участников путешествия тягостное впечатление. В том числе на Сапронова. Через несколько дней после возвращения с Ангары Сапронов умер от сердечного приступа.

    - Что такое смерть? Не знаю, - говорил он в камеру режиссеру фильма "Река жизни", снятого Сергеем Мирошниченко по итогам путешествия по Ангаре (в окончательный вариант фильма этот фрагмент не вошел). - Ее нет, наверное. Если я правильно жил - ее нет. Я же не уйду. Меня не будет, но я не уйду. Я хочу так жить, чтоб я не ушел.

    "Наши встречи с Геной были настоящими праздниками общения", - рассказывал Владимир Толстой, советник президента России. - А ведь все это на самом деле и составляет смысл жизни многих из нас. Поэтому спасибо Гене Сапронову большое за то, что он в нашей жизни был и есть".

    Прямая речь

    Евгений  Балашов, представитель Правительства Иркутской области в Москве:

    Спасибо всем собравшимся за сохранение памяти о нашем замечательном современнике и земляке. Мы будем ставить перед Правительством области вопрос о том, чтобы имя иркутянина Геннадия Сапронова, прославившего родной город на весь мир, было увековечено в названии улицы.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться