- Досуговые практики столь изменились, - считает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, - что надо признать: люди больше ценят не отдых (суббота), а его предвкушение (пятница).
Так, по наблюдениям социологов, происходит потому, что активный отдых вымещается пассивным или домашними заботами. По данным ВЦИОМ, лидер досуга - дом, дача, дети (47 процентов в 2010 году, 60 проц. в 2017-м) - дрейфует в сторону монополии. Правда, вдвое выросло число любителей отдыха на природе - с 17 (2010 г.) до 34 проц. (2017 г.) и домашних хобби - с 11 до 26 проц.
Лишь третью строку рейтинга вариантов отдыха занимают встречи с друзьями (30 проц.). Все больше свободного времени тратится на компьютер (5 проц. в 2005 году и 21 в 2017-м). Пока чтение книг незначительно, но выигрывает у Интернета (23 проц.). Сдают позиции телевизор (63 проц. в 2005-м против 29 в 2017-м), театры и музеи (14 проц.). Растет посещение кинотеатров (13 проц. в 2017-м против 9 проц. в 2010-м). А вот с активным отдыхом худо: лишь 12 проц. занимаются спортом, хотя тенденция роста есть: в 2005 году - 8 проц. Охота (2 проц.), рыбалка (3), аквапарки (3,5), турпоездки на выходные (5) - балансируют на грани статистической погрешности.
- Ценность семьи растет, - комментирует итоги опроса аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев. - Правда, тяга к дому усиливается на фоне снижения доходов. Лишь 20 процентов опрошенных из бюджета выделяют на отдых 20 процентов доходов, 43 проц. опрошенных - 10 проц., 16 проц. тратят от 11 и до 20 проц. А 21 проц. и вовсе на досуг не выделяют средств. Финансовая сегментация фрагментирует досуг в сторону снижения активности. Исключение прогулки на природе и спорт, но это отчасти связано с их условной бесплатностью, отчасти - с ростом интереса к здоровому образу жизни.
Промежуточные выводы социологов заставляют заглянуть внутрь себя: места высокого искусства (театры, филармонии, музеи) из статуса отдыха отдаляются в разряд роскоши, а разновидностью досуга становятся "домашние хлопоты (до 47 проц.).