Новости

01.12.2017 20:14
Рубрика: Власть

Защитят здоровье

Депутаты Госдумы работают над десятками законопроектов в сфере здравоохранения
Российская неделя здравоохранения стала традиционным подведением итогов года, площадкой для дискуссии о проблемах и путях дальнейшего развития системы здравоохранения. Многое в этом зависит от законодательной базы.
Врачи "Скорой" спешат на помощь больному, но нередко встречаются с агрессией и насилием. Фото: РИА Новости www.ria.ru Врачи "Скорой" спешат на помощь больному, но нередко встречаются с агрессией и насилием. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Врачи "Скорой" спешат на помощь больному, но нередко встречаются с агрессией и насилием. Фото: РИА Новости www.ria.ru

О том, какие законопроекты в сфере охраны здоровья являются приоритетными для депутатов Государственной Думы, "РГ" рассказал председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.

Дмитрий Анатольевич, какие законопроекты сейчас в центре внимания депутатов?

Дмитрий Морозов: "Портфель" нашего комитета сейчас насчитывает 67 законопроектов. 21 из них посвящен вопросам совершенствования организации медицинской помощи, еще 16 - темам финансирования здравоохранения. 16 законопроектов касаются обращения лекарств, 11 - борьбы с табакокурением и профилактики наркомании, еще 3 - вопросам социально значимых заболеваний (орфанные, ВИЧ, туберкулез). Комитет видит свою задачу в том, чтобы определить приоритеты и организовать основательную проработку законодательных инициатив.

Какие наиболее острые проблемы здравоохранения эти проекты должны решить?

Дмитрий Морозов: Одна из первых - проблема реорганизации и ликвидации медицинских организаций в сельской местности. В комитет поступают сотни обращений граждан о закрытии в районах и на селе поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц. Для решения этой проблемы и защиты интересов граждан депутаты всех фракций инициировали законопро ект, который установит особый порядок ликвидации и реорганизации таких учреждений через создание специальной комиссии. Он принят в первом чтении. Сейчас рабочая группа готовит его ко второму чтению.

Второй законопроект касается безопасности медиков. В прошлом году было совершено 1226 актов насилия по отношению к ним при исполнении ими служебных обязанностей, что в среднем составляет 1-2 нападения в месяц в каждом субъекте РФ. Депутаты разработали проекты федеральных законов о внесении изменений в УК РФ и КоАП РФ, они тоже приняты в первом чтении. Сейчас проводятся консультации с врачебным сообществом, в том числе с Национальной медицинской палатой, по подготовке законопроекта ко второму чтению. Этих законов ждут все медработники.

Одна из первых проблем - реорганизация и ликвидация медицинских организаций в сельской местности

Третий приоритетный законопроект касается проблемы первой помощи. Сейчас работники аварийно-спасательных служб, даже при наличии у них медицинского образования, не могут оказывать первую помощь, так как у них нет соответствующей лицензии. Мы полагаем целесообразным включить в перечень лиц, имеющих право оказывать первую помощь, работников, занятых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, а также работников образовательных организаций. Еще один важнейший законопроект касается маркировки лекарств. Законопроект предусматривает внедрение государственной информационной системы мониторинга движения лекарств от производителя до конечного потребителя с использованием специальных идентификационных знаков. Основная цель - обеспечить поставки качественных, эффективных и безопасных препаратов, недопущение оборота фальсифицированных и контрафактных лекарств. Ожидаем принятия этого закона до конца года.

Представители фармассоциаций говорят, что принятые для введения маркировки сроки нереальны, необходим более длительный переходный период. Почему депутаты их не услышали?

Дмитрий Морозов: Наоборот, все аргументы депутаты услышали. В первом чтении принята лишь концепция законопроекта. Комитет тоже озабочен аргументами ассоциаций фармпроизводителей, что введение обязательной маркировки лекарств с 2019 года может привести к дефициту некоторых лекарств, преимущественно нижнего ценового сегмента или к их подорожанию.

23 ноября мы провели "круглый стол" с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также фармассоциаций и производителей. Производители предлагают поэтапное введение маркировки, то есть увеличение сроков перехода, так как высока вероятность того, что около 80 процентов компаний не успеют завершить подготовку к 2019 году. Сейчас идет активная дискуссия по срокам вступления проектируемых законопроектом норм. Подготовка законопроекта ко второму чтению будет проходить на площадке Экспертного совета комитета.

Главная тема Российской недели здравоохранения - сокращение смертности от неинфекционных заболеваний и их профилактика. Какие законодательные инициативы, на ваш взгляд, могут способствовать решению этой задачи?

Дмитрий Морозов: В нашей стране смертность от основных неинфекционных заболеваний составляет 68,5 процента от общей смертности населения. Основная причина этих заболеваний - вполне предотвратимые факторы риска, связанные с нездоровым образом жизни, воздействием факторов среды обитания. Сейчас идет подготовка Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. В ее основе - принцип создания единой профилактической среды обитания, жизни и деятельности человека на основе межведомственного взаимодействия всех ветвей власти и структур общества.

Сейчас идет подготовка Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года

Есть несколько законодательных инициатив по этой тематике. Это ограничение ввоза, продаж, продвижения и потребления электронных систем доставки никотина, установление жесткого технического регламента по регулированию и раскрытию состава этих продуктов, планомерное увеличение акцизов и потребительских цен на эти изделия.

Депутаты предлагают законодательно ограничить демонстрации в телевизионных, художественных и мультипликационных фильмах, в роликах и сюжетах примеров курения, употребления крепкого алкоголя и наркотиков. Предлагается: законодательно закрепить использование йодированной соли, а также ограничить показ рекламы на телевидении продуктов питания, вредных для здоровья. А кроме того, внести изменения в технические регламенты, чтобы снизить в продуктах содержание вредных для здоровья веществ и ограничить производство и продажу продуктов, содержащих повышенный уровень трансизомеров жирных кислот. Разработка этих законопроектов - сложная, почти ювелирная работа, в которой важно учесть интересы и граждан, и экономики страны.

Время от времени раздаются предложения "либерализовать" уже существующие законодательные нормы в отношении курения, производства и потребления алкоголя и т.п. Их лоббируют представители бизнеса. А как их расценивают члены комитета?

Дмитрий Морозов: У нас на рассмотрении находятся десять законопроектов, касающихся охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, а также оборота электронных систем доставки никотина. И одновременно - проект федерального закона, в котором предлагается разрешить курение в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах, в зонах для нахождения зарегистрированных пассажиров, работников аэропорта и авиакомпаний. По мнению комитета, это противоречит Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, поскольку вентиляция, фильтрация воздуха и выделение специальных помещений для курения неэффективны - распространение табачного дыма из таких помещений невозможно остановить. На днях в Госдуме прошел первый Всероссийский молодежный форум, на котором наш комитет представил законодательную инициативу, направленную на ограничение потребления "вейпов", особенно среди молодежи. По итогам голосования, именно эта инициатива заняла первое место среди девятнадцати проектов, подготовленных участниками форума.

Комитет никогда не поддержит инициативы, которые могут повлиять на увеличение доступности алкоголя

Законопроекты, регулирующие правоотношения в сфере производства и реализации алкоголя находятся на рассмотрении в Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, а наш комитет по ним является соисполнителем. Но мы никогда не поддерживали и не будем поддерживать инициативы, которые могут повлиять на увеличение доступности алкоголя. Они не согласуются с концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения.

Комитет разрабатывает законопроект, направленный на снижение потребления алкоголя и профилактику правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Основная идея заключается в том, что если водитель повторно управлял транспортным средством всостоянии опьянения, то помимо основного наказания судья может обязать его пройти диагностику. И в случае признания его больным алкоголизмом пройти обязательные лечение и медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Реализация этих норм позволит повысить уровень контроля за лечением и профилактическими мероприятиями, медицинской и социальной реабилитацией тех, кто злоупотребляет алкоголем, побудит их обратиться к помощи, направленной на избавление от алкогольной зависимости.

Какие изменения в законах, касающихся здоровья россиян, представляются вам самыми необходимыми?

Дмитрий Морозов: Требует скорейшей разработки и внесения в Госдуму новая редакция закона о трансплантации органов и тканей человека, принятого еще в 1992 году и уже не отвечающего современному состоянию российского здравоохранения, не учитывающего новейших достижений мировой науки. Крайне важным должно стать законодательное регулирование использования в работе медиков клинических рекомендаций.