Соответствующий план реформирования спецслужбы уже предоставлен на рассмотрение профильного комитета парламента Кореи. Эти намерения вызвали негативную реакцию у политических партий, которые представляют интересы консервативных слоев.
Что НРС, а заодно и военную разведку ждут серьезные изменения после победы на президентских выборах 9 мая Мун Чжэ Ина, было известно давно. Вокруг этих спецслужб вот уже который год бушует громкий скандал о вмешательстве в выборы 2012 года на стороне консерваторов. Под следствием находятся либо арестованы несколько бывших директоров и высших чинов НРС. Если при правлении консервативной Пак Кын Хе расследования вокруг НРС так или иначе сдерживались, то теперь Мун Чжэ Ин, против которого НРС и действовала, пообещал "разобраться со всем раз и навсегда".
В итоге на днях Комитет по реформированию НРС, во главе которой уже встали близкие к Мун Чжэ Ину люди, предоставил на рассмотрение Комитета разведки Национального собрания (парламента) РК план реформирования НРС. Судя по подходу, спецслужбу ждут очень сильные перемены.
Как это часто бывает в Корее, новую эпоху принято символизировать каким-то новым названием. Вот и НРС, согласно плану, собираются переименовать. Теперь она скорее всего будет называться Службой внешней безопасности и разведки (СВБР) Республики Корея.
Впрочем, название хотя и самое броское, но отнюдь не главное направление реформ. НРС, несмотря на свое исключительно "разведывательное" название, на самом деле является аналогом КГБ - она сочетает как функции разведки, так и контрразведки, обладая широкими полномочиями по работе внутри страны. Так как эти полномочия, как теперь выяснилось, активно использовались для вмешательства во внутреннюю политику, преследования инакомыслящих и тех, кто не согласен с линией правительства, то НРС или СВБР собираются их лишить.
Это предполагает запрет на какую-либо работу по линии южнокорейских политических партий, СМИ, ведомств и прочих структур. Если до сих пор в НРС существовали "кураторы", которые регулярно отслеживали работу самых разных организаций, то теперь спецслужбу собираются лишить этого права. По мнению инициаторов реформ, НРС вместо борьбы со спецслужбами КНДР, но под предлогом подобной деятельности стала оказывать давление на журналистов, политиков, общественных деятелей, даже артистов и певцов, кто отваживался критиковать правительство.
В этой связи позиции представителей НРС во разных ведомствах и организациях Кореи будут ликвидированы, а попытки наладить неофициальные контакты на этом направлении будут наказываться по закону. Кроме того, спецслужбу ждут серьезные сокращения в плане численности сотрудников, работающих на внутренних направлениях, а также значительное урезание бюджета. В целом же НРС (или СВБР) собираются вообще лишить возможности вести расследования внутри страны.
Этот план, впрочем, вызвал неоднозначную реакцию в Южной Корее. Партии, которые представляют интересы консерваторов, назвали это подрывом национальной безопасности. В прокуратуре и полиции отмечают, что, хотя реформы НРС после скандала со вмешательством в выборы и неизбежны, но вряд ли стоит контрразведывательные структуры НРС лишать возможности вести собственные расследования, так как в прокуратуре и полиции не до конца смогут заменить борцов со шпионами.
Ожидается, что предложенный проект по реформированию спецслужбы будет очень активно обсуждаться. С другой стороны, представители правящей партии отмечают, что они намерены довести реформы до конца, чтобы положить конец даже самой возможности влияния НРС во внутриполитическую и общественную жизнь страны. Одновременно вопрос о смене названия НРС на Службы внешней безопасности и разведки считается, судя по настроению депутатов, почти делом решенным. Спецслужба 18 лет носила название Национальной разведывательной службы, а теперь, скорее всего, сменит название.
Интересно, что план реформ встретил неожиданное сопротивление со стороны тех, кто хорошо владеет английским языком. Изучив наиболее вероятное новое название спецслужбы, специалисты отметили, что англоязычное сокращение может получиться весьма двусмысленным. Если переводить на английский корейское название, то по логике должно получиться International Security and Intelligence Agency или ISIS. Это сокращение полностью совпадает с широко распространенной англоязычной аббревиатурой террористов ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки "ИГИЛ") - ISIS. Некоторые отмечают, что слово "внешняя" можно перевести и как external или foreign, но корейцы для этого чаще всего используют именно international.
Правда инициаторы планы реформирования НРС заверили, что их спецслужба точно не будет иметь двусмысленной англоязычной аббревиатуры. "Во-первых, даже новое название пока еще не утверждено. Во-вторах, после утверждения корейского названия обычно предоставляется официальное англоязычное название, а его пока не было. Понятно, что никто не допустит аналогий по сокращению с ДАИШ, поэтому здесь можно не волноваться", - сказал источник, близкий к экспертам, которые занимались выработкой плана по реформированию НРС.
Ожидается также, что сильные изменения с урезанием полномочий ждут и военную разведку Южной Кореи. Командование оборонной безопасности министерства обороны также уличили во вмешательстве в президентские выборы 2012 года и последующей деятельности, которая запрещена по закону, так что и военной спецслужбе не избежать болезненных перемен.