Все плохие ярмарки плохи одинаково, все хорошие ярмарки хороши по-своему. Побывав на многих книжных салонах мира, могу смело утверждать, что ничего подобного ярмарке non/fiction в мире нет. Это редкое явление, когда проект, задуманный как камерный, становится одним из главных ежегодных культурных событий, которым завершается литературный год. Впрочем, еще остались объявления лауреатов двух основных литературных премий - "Русского Букера" (5 декабря) и "Большой книги" (12 декабря). Но это события все-таки более важные для писательского цеха. Очереди читателей на них не выстраиваются, да и попадают туда только избранные. А на ярмарке non/fiction царит полная демократия.
Да, есть и тут свои издержки. Каждый год в декабре, подходя к ЦДХ, я радуюсь, когда вижу очередь за билетами на ярмарку. В субботний и воскресный день это почти всегда так. И каждый год, входя в ЦДХ по журналистскому удостоверению без очереди, я испытываю укол совести, когда вижу еще большую очередь в гардероб.
ЦДХ явно не справляется с той человеческой массой, которая каждый год посещает non/fiction. И это, заметьте, человеческая масса, которая предпочитает только интеллектуальные книги. Ради них они готовы и в двух очередях постоять. Но искать для ярмарки другое пространство было бы, на мой взгляд, ошибкой. Место намоленное, расположенное в центре, близко от двух станций метро - "Октябрьская" и "Парк культуры". Три уровня-этажа ярмарки уже стали привычными для постоянных посетителей и легко осваиваются новичками. А очереди? Очереди за книгами - это ведь хорошо. Плохо, когда они - за хлебом.
В этом году non/fiction особых изменений не претерпела. Разве что не было страны Почетного гостя. Но зарубежных стендов было много, мне показалось, что больше, чем на прошлогодней ярмарке. Издатели из Японии, Франции, Германии, Норвегии, Англии, Греции, Венгрии - всего 20 зарубежных делегаций участвовали в non/fiction-2017, и это, если не ошибаюсь, рекорд. Была даже делегация из Шри-Ланки. Порадовало присутствие Эстонии и Украины.
Неплохо были представлены региональные издательства. Свои стенды у Рыбинска, Нижнего Новгорода, Пятигорска, Оренбурга и Иванова. Был коллективный Стенд малых и региональных издательств.
На привычных местах были традиционные лидеры non/fiction : АСТ, "Эксмо", "Молодая гвардия", "Время", "Рипол классик", "Альпина нон-фикшн", "Новое литературное обозрение", "Ad Marginem" и др. На третьем уровне, как обычно, радовали всевозможными красками детские издатели, а в дальнем крыле опять-таки уже привычно пахло кофе и всевозможной едой. Здесь продавались кулинарные книги, которых во всем мире издается бешеное количество, и проводились мастер-классы по изготовлению простых и экзотических блюд. И здесь же стояли продавцы виниловых пластинок с непроницаемыми лицами в терпеливом ожидании знатоков.
Количество мероприятий (выступлений, презентаций, "круглых столов" и т. д.) зашкаливало за разумные пределы. Умом non/fiction не объять, потому что это физически невозможно. На выступления отводился час, но в этот же час в соседней Зоне семинаров или в Литературном кафе, или в Киноконцертном зале выступал другой гость ярмарки. Когда одновременно в разных залах зажигают такие матерые волки публичных выступлений, как, например, Дмитрий Быков и Михаил Веллер, куда читателю бедному податься?
Лично я представлял свою новую книгу одновременно с выступлением в Литературном кафе крупнейшего филолога Романа Тименчика. Будь моя воля, я бы пошел не на себя, а на Тименчика.
А какой ажиотаж творился на выступлении кинокритика и ведущего радио "Маяк" Антона Долина! Я думаю, что если бы рядом с Зоной семинаров N 2 были бы фонарные столбы, люди залезли бы и на эти столбы. Он представлял свою книгу о современном российском кино "Оттенки русского", вышедшую в АСТ в "Редакции Елены Шубиной".
На выступлении Оливера Стоуна в первый день ярмарки я, увы, не попал. В СМИ прочитал, что знаменитый американский режиссер на своем выступлении подверг остракизму Пулитцеровскую премию. И конечно, представил книгу "Интервью с Владимиром Путиным" (изд-во "Альпина Паблишер").
Кстати, ярмарка non/fiction при всем своем уклоне в интеллектуализм не бежит от политики. Просто сама политика здесь становится частью интеллектуального пространства, предметом дискуссии и осмысления. Как и гастрономия. И в силу этого обе гармонично вписываются в территорию non/fiction. Например, на ярмарке обсуждалась книга Томаса Абэ "Остальгия: опыт восточных немцев после объединения Германии". С чем связана "остальгия", тоска по Восточной Германии? Почему она оказалась такой живучей? Какое влияние мифы о ГДР оказывают на современную жизнь в Германии?
А с чем связана ностальгия по СССР? Наша тема.
Словом, ярмарка, как всегда, удалась.
Но в конце о печальном. Только я пришел на ярмарку, как узнал, что 30 ноября скончался Андрей Балдин. В будущем году ему было бы всего 60 лет. Даже трудно передать, что за удивительный был человек! Писатель, художник, архитектор, философ, защитник старой Москвы. Универсальная личность! Автор одной из самых восхитительных книг в жанре non/fiction "Протяжение точки", знаток Карамзина и Льва Толстого. Он писал книги и делал книги как произведение искусства. Просто поговорить с ним уже было счастьем.
Прощай, Андрей...