Почему украинские власти не хотят проводить перепись населения

Депутат Верховной рады Украины от партии Оппозиционный блок, а в прошлом министр труда и социальной политики Украины Михаил Папиев взбудоражил местное экспертное сообщество, разгласив данные о населении страны. По его информации, количество людей, живущих на территории Украины, сегодня составляет около 32 миллионов человек, и это на 10 миллионов меньше официальной цифры, озвученной Государственным комитетом статистики.

Свое заявление Папиев сделал в прямом эфире, при этом ссылаясь на данные Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук. Подтвердить слова народного избранника практические невозможно: на официальной странице института никаких упоминаний о подобном исследовании нет, а последний демографический прогноз датирован 2013 годом и уже не актуален. В целом, судя по публикациям украинских демографов, сегодня их больше занимают исследования голода 30-х годов прошлого века. Последний, опубликованный летом прогноз института, посвященный демографии труда, гласит, что через тридцать с лишним лет - к 2050 году - работоспособное население Украины (от 19 до 59 лет) сократится на 6,6 миллиона, и это в целом соответствует давно известной тенденции "старения Европы". В своих расчетах ученые отталкивались от официальной статистики Госстата, утверждающей, что сегодня на Украине без учета Крыма и республик Донбасса живет 42,3 миллиона человек, принимали во внимание только цифры естественной убыли и не учитывали миграционные факторы.

В действительности количество наличного, постоянно проживающего в стране населения - едва ли не главный секрет государства Украина, и вряд ли кто-то знает точную цифру. Последняя перепись проводилась в стране еще в 2001 году, и тогда с учетом Крыма и Донбасса дала результат в 48,2 миллиона человек. Поэтому регулярно озвучиваемые украинскими политиками и экспертами шокирующие цифры - Михаил Папиев далеко не первый, кто говорит о 27-32 миллионах живущих на Украине - во многом умозрительные. Кто-то ориентируется на цифру трудовой миграции, которая за последние десять лет в сумме дала убыль более чем в 10 миллионов человек (при этом следует понимать, что далеко не все эти люди окончательно переехали в другую страну и поэтому "умерли" для украинской статистики). Другие в свои расчеты включают связанные с демографией экономические показатели, например снижение потребления хлеба населением, и получают примерно ту же итоговую и наиболее близкую к реальности цифру - около 30 миллионов человек наличного населения.

Следует пояснить, почему официальный Киев никогда не признает факт сваливания Украины в демографическую пропасть и отказывается сегодня проводить перепись. Дело не только в том, что озвученные цифры бьют по реноме украинских властей, умудрившихся безо всякой войны за считаные годы сократить население на треть. Куда важнее материальная заинтересованность чиновников: бюджетные расходы, социальные выплаты и в целом государственное планирование ориентируются на численность населения, указанную Госстатом. И там, где она не соответствует реальности, открывается богатое поле для казнокрадства и коррупции - деньги за "мертвые души" так или иначе получат те, кто распоряжается бюджетом.

Наконец, финансовая помощь и кредиты для президента сорокамиллионной страны, каковым представляет себя Порошенко, должны быть больше, чем для президента тридцатимиллионной. И в силу этих факторов число реального населения Украины еще долго будет оставаться тайной.