Сейчас объем молочной продукции на полках российских магазинов на 40 процентов превышает количество произведенного в стране молока. Конечно, свою роль играет и импорт, но каждый день санитарные врачи и организации потребительского контроля находят молоко, масло и творог, в которых молочных жиров либо нет вообще, либо их доля минимальная.
Подделываются известные бренды, нередко на рынок выводится новая псевдомолочная продукция. Чтобы защитить потребителей от фальсификата с начала 2018 года по всей стране вводится электронная сертификация молочной продукции.
Как сообщили "РГ" в комитете по агропромышленному и хозяйственному комплексу Ленинградской области, один молочный комбинат региона уже перешел на новую систему и начал поставлять свою продукцию с QR-кодами в торговые сети.
Когда покупатель наводит свой смартфон на упаковку молока, он получит информацию не только о коровах, фермах и дате дойки, но и о производстве конкретной партии, поступившей в магазины.
QR-коды применяются в Петербурге давно. Их печатают рядом с достопримечательностями, чтобы туристам было проще узнать о знаковых объектах. Также QR-кодами маркируют легальные предприятия розничной торговли. Но здесь на кодах размещаются статичные данные. А с молочной продукцией сложнее: каждый день появляются новые данные и их нужно как-то вводить в систему и делать доступными для потребителя.
Применять QR-коды на упаковках молока научились в Санкт-Петербургском политехническом университете имени Петра Великого. Как говорят в самом учебном заведении, в основе лежат технологии блокчейна. Именно они позволяют отслеживать полный цикл производства и реализации молочной продукции.
Данные о молоке собирались и раньше. Свои отчеты формировали фермерские хозяйства, они указывали все, вплоть до того, на машине с какими номерами партию увезли на завод. Формировали данные также молокозаводы и ретейлеры. Но все они были не систематизированы и максимум, что узнавал потребитель, - это номер партии и дату, когда молоко было упаковано на молокозаводе.
Но технологии блокчейна позволяют органично свести полные данные и предоставить их потребителю. Причем внести изменения в эту информацию технически невозможно. Точно также невозможно подделать QR-код, ведь данные обновляются каждый день, и даже если фальсификатор скопирует один код, на следующий день уже появятся новые.
В рамках нововведения свои уникальные коды получили каждая упаковка молока, коробка и паллета. Именно это позволило дополнить информацию о пути молока от фермы к потребителю.
Примечательно, что сам алгоритм, разработанный учеными из Политеха, не потребовал от производителя больших инвестиций: не пришлось заменять производственное оборудование, нанимать дополнительных специалистов. Поэтому на конечных ценах нововведение не отразилось.
Пока ни производитель, ни власти Ленинградской области не готовы делать выводы. Молоко с зашифрованными данными только появилось в магазинах и сейчас самое главное - научить потребителя смотреть не только на дату изготовления, но и считывать QR-код.
Любая прозрачность со стороны производителя, сказали "РГ" в Национальном союзе производителей молока, должна приветствоваться. Если потребитель сможет с помощью QR-кода узнать поставщика сырья и дату поступления молока в продажу, это в любом случае будет работать на бренд производителя.
В то же время нужно понимать, что такая система не способна повлиять на снижение объема фальсификата, предупреждает Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и госорганами. Покупатель сможет узнать много о ферме, заводе, откуда в магазина пришло молоко. Но рецептурные особенности и технологические нюансы все равно останутся доступны только проверяющим органам. Соблюдение техрегламентов не проверить с помощью смартфона, уверяют в организации. Это остается прерогативой Роспотребнадзора.
Что касается фальсификата, то ведомство фиксирует снижение количества продукции, которая некорректно маркирована до 4 процентов относительно 8-9 процентов в 2015 году, напоминает Жебит. Расчеты Союзмолока также подтверждают тенденцию. Это связано и с мерами, предпринятыми государством, и борьбой за корректную маркировку торговых сетей, а также ростом общей потребительской грамотности, подчеркнули в Союзмолоке.
Подготовил Тарас Фомченков