2017-й год мостостроители завершают с опережением графика и самыми впечатляющими результатами. Установлены в проектное положение над фарватером пролива обе арки - автомобильная и железнодорожная. Эта уникальная операция была выполнена с ювелирной точностью и такой же пунктуальностью. Конструкции весом шесть тысяч тонн каждая подняли и установили на высоте 35 метров. Закончен монтаж всех 288 опор автомобильного моста. Из 595 опор двух параллельных нитей транспортного перехода сегодня полностью готовы 444, а это три четверти запланированного объема. Только в основание опор под автодорогу погружено более 3000 свай. Они опустились в среднем на 50 метров от поверхности суши или воды, но на одном из участков глубина погружения свай достигла 88 метров. В целом автомобильная часть конструктива моста завершена на 95 процентов, а железнодорожная - более чем наполовину.
Но самое главное, он наконец обрел свои готовые очертания. Это уже не отдельные разрозненные фрагменты, а единое целое. Тысячи свай длиною более 160 километров, 160 тысяч кубометров бетона и 100 тысяч тонн металлоконструкций протяженностью 17 километров заняли свои места, став мостом. Осталось уложить два последних звена, чтобы замкнуть общую цепь. Мост вплотную придвинулся к фарватеру и аркам. Сейчас с каждой стороны их отделяет по одному пролету.
- В течение двух-трех недель мы закончим надвижку, - рассказал начальник ФКУ Упрдор "Тамань" Росавтодора Роман Новиков. - После этого технологически можно будет пройти через весь мост. Разумеется, проходить смогут только строители, а через два-три месяца уже сможет перемещаться и строительная техника. Планируем эту работу завершить до Нового года. Все будет зависеть от погодных условий. Рисковать ни качеством, ни людьми мы не будем.
Исполинские конструкции строители монтируют на суше, а затем медленно, с помощью домкратов по скользящим направляющим надвигают на опоры. Монтаж занимает около 10 дней, а надвижка длится примерно двое суток. Со стороны Тамани строители рассчитывают соединить мост с арками 10-15 декабря уже в этом году, а со стороны Керчи - в самый канун Нового года. Большего подарка крымчанам трудно и представить.
Впереди у строителей - самые сложные по погодным условиям зимние месяцы, когда из-за штормов в проливе работы на отдельных участках могут останавливаться. Чтобы меньше зависеть от метеоусловий, здесь даже за погодой научились следить самостоятельно. Прогнозы метеорологов сопоставляют с собственными данными двухлетних наблюдений. Поэтому в целом стройка не замирает ни на час. Если из-за усиления ветра нельзя подниматься на высоту, происходит переключение на асфальтоукладку, герметизацию или монтаж наземных конструкций. Работы ведутся круглосуточно, вахтовым методом сейчас трудятся 14 тысяч человек, и половина из них постоянно находятся на стройке. Не будет каникул у мостостроителей и в новогодние праздники.
- Такового перерыва не предусмотрено, но те, кому положен межвахтовый отдых, будут отмечать Новый год в домашних условиях, - говорит Роман Новиков.
Чтобы обеспечить фронт работ в зимние месяцы, строители постарались создать себе задел. С берегов пролива навстречу друг другу движутся укладчики асфальта - точнее, смеси асфальтобетона с полимерными присадками, разработанной специально для местных условий. Рецепт асфальтового "пирога" тщательно выбирали из десяти предложенных вариантов. И остановились на том, который наиболее устойчив к воздействию соленой воды и перепадам температур, а к тому же и износоустойчив. Из 19 километров дорожного полотна такой смесью уже заасфальтировано 13. На уже завершенных пролетах моста сейчас - идеальная чистота. Прежде чем заехать на свежеуложенное дорожное полотно, машинам моют колеса.
- Визуально кажется, что все работы уже выполнены, но на самом деле это не так, впереди еще предстоит огромный объем работы, - говорит заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании "Стройгазмонтаж" Леонид Рыженькин.
Прежде чем объект будет сдан в эксплуатацию, строителям предстоит разрезать цельное мостовое полотно на секции и сформировать из них плети, установить деформационные швы, смонтировать около 70 километров ограждений, десятки километров кабелей и сотни осветительных мачт, ввести в строй автоматическую систему управления дорожным движением и, наконец, нанести разметку. А еще обработать металл антикоррозийным покрытием, позаботиться о снижении вихревой нагрузки арок и натянуть их тросы. У моста будет собственная система водосбора и очистные сооружения. Параллельно продолжаются работы на железнодорожной части транспортного перехода.
Справка "РГ"
Мост через Керченский пролив будет самым протяженным в России и Европе - 19 километров. Открытие движения по автомобильной части транспортного перехода запланировано на декабрь 2018 года. По железнодорожной части составы пойдут на год позже. Сейчас в Интернете идет голосование за название будущего моста. Пока с большим отрывом лидирует название "Крымский мост". На втором и третьем местах наименования "Керченский мост" и "Мост Воссоединения" соответственно. В числе предлагаемых вариантов есть также наименования "Мост Дружбы", "Тузлинский", "Таврический", "Российский" и "Мост Свободы". Есть возможность также предложить свой вариант названия.