Фестиваль - один из немногих оплотов профессионального современного танца в России. В последние десятилетия этот жанр из маргинального превратился в один из самых актуальных и стремительно развивающихся, но ему приходится борьбу за существование. Один за другим в стране скончались почти все фестивали. А Екатеринбург - база нескольких первоклассных компаний и единственного в стране факультета современного танца в Гуманитарном университете.
Многие премьеры готовятся с оглядкой на "На грани". В этом году таких спектаклей почти половина. Среди них "Видение розы et cetera" французского хореографа Кристин Ассид для Екатеринбургского танцтеатра, "Пиджин" Ильи Манылова в Minoga-dance-company и "Сказка" (по одноименному рассказу Владимира Набокова) местного Камерного театра в содружестве с танцкомпанией "27/1". В этом спектакле заняты пять танцовщиц и семь актрис, объединенные общей пластической задачей, которую поставил хореограф Александр Фролов. Он же исполнил главную роль Эдвина, и его работа - и исполнительская, и хореографическая - ярчайшая удача спектакля. "Заказ новых спектаклей специально к фестивалю - одна из наших главных задач, - отмечает арт-директор "На грани" Лариса Барыкина. - В случае особых удач мы даже стараемся участвовать в их дальнейшей судьбе. Не секрет, что и у самых известных российских танцтеатров нет своих зданий и сцен, жизнь их спектаклей нередко очень коротка. Мы занимаемся прокатом на новой сцене театра музкомедии, который является учредителем нашего фестиваля".
Организаторам важно привозить резонансные российские постановки. На этот раз сенсацией стало "Кафе Идиот" труппы "Балет Москва" в постановке Александра Пепеляева (победитель прошлогодней "Золотой маски"). Таллинский Fine5 Dance Theatre так же, как отечественные "Балет Евгения Панфилова" из Перми и Челябинский театр современного танца Ольги Пона, можно назвать постоянным партнером "Граней". Эстонцы удивили спектаклем "Дивный", навеянным путешествием в Индию. Закрывавший фестивальную программу спектакль Алпо Аалтокоски "Возьми меня за руку" тоже развеивал мифы - финны, предавшись ностальгии о колоритных 1950-х, рассказали о поиске коммуникации, потребности в сопереживании и понимании, о нежности и хрупкости отношений, пригласив присоединиться к исполнению зрителей.
Вообще екатеринбургский фестиваль отличается "всеядностью", не ограничиваясь одним из направлений современного танца, но показывая его разноликость и многослойность. Здесь уживаются театр танца и контактной импровизации, бытовой танец и даже неоклассика на пуантах. Толерантность и открытость - свойства, которое обеспечивают "На грани" любовь и публики, и профессионалов. "Я осуществила свою мечту, - признается арт-директор, - чтобы после фестиваля ни у кого не было обид, раздражения из-за неполученных наград, а только радость от встречи с публикой и удовольствие от профессионального общения".