На рост числа самозанятых в этом году повлияло, в частности, упрощение процесса регистрации и ведения бизнеса. "Многие фрилансеры, не являлась в классическом понимании предпринимателями, тем не менее оформляют на себя ИП, что упрощает порядок расчетов со своими заказчиками. Если раньше заказчик оплачивал работы наличными деньгами или переводами с карты на карту, то по мере ужесточения ФЗ N115 единственно возможными становятся расчеты через ИП. Это подтверждается ростом количества зарегистрированных ИП (на 6 процентов в 2017 году в сравнении с 2016)", - рассказала руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич.
Также рост самозанятости эксперты связывают с развитием цифровых технологий: создать собственный сайт, вести бухгалтерию, получать госуслуги сейчас стало гораздо проще. Все больше людей вовлечены в e-commerce - один из самых быстро развивающихся рынков. Результаты опроса НАФИ это подтверждают: основная сфера работы самозанятых - это торговля (на втором месте строительство).
"Фриланс набирает популярность по мере развития технологий, потому что помогает компаниям значительно экономить, -рассказала шеф-редактор "Работа.ру" Анна Чуксеева. - Оговорюсь, что фрилансер привлекается для разовых заданий и не оформляется в штат компании - его нельзя путать просто с удаленным сотрудником, который зачислен в штат, получает полный соцпакет, но работает вне офиса". По словам эксперта, фриланс исторически популярен для творческих профессий - копирайтер, корреспондент, редактор, дизайнер, переводчик, иллюстратор, смм-менеджер, пиар-менеджер. В программировании или бухгалтерии возможно отдать на фриланс отдельные задачи. "На фриланс уходят задачи, где можно ясно представить KPI и результаты, процессные функции же остаются в рамках офиса, потому что так их проще контролировать", - добавила Чуксеева.
Совместное исследование Data Insight с PayPal показало, что самые популярные специализации фрилансеров - это дизайн (24 процента), ИТ-разработка (17 процентов) и редактирование текстов (10 процентов). Две трети российских фрилансеров работают с иностранными заказами, чаще всего из США, Великобритании и Германии. Для 44 процентов фрилансеров, которые работают с иностранными заказами, они являются основным источником заработка. У 53 процентов фрилансеров доходы от зарубежных заказов в первом полугодии 2017 года выросли.
"По нашей статистике, каждый третий работодатель сегодня привлекает круг знакомств при поиске специалиста, но при этом через знакомых закрывается не более 10 процентов вакансий", - рассказала Анна Чуксеева. Фрилансеров, по ее словам, часто передают по рекомендациям или ищут на всех популярных ресурсах, как и других специалистов. Тренд последних трех лет - нишевые сообщества в соцсетях: как отметила эксперт, они вытесняют онлайн-биржи, которые были источником для поиска фрилансеров в 2010-х годах.